Май 2006 Россия: в Москве прошла Общероссийская конференция церквей ЕХБ по тюремному служению… Россия: прошел съезд Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов… Россия: обозревателю, назвавшему незаконной деятельность Русской церкви, советуют повысить квалификацию в Школе церковной журналистики… Россия: ассоциация «Духовное Возрождение» провела круглый стол «Христианские ценности в современной России»… Ватикан: Папа Римский против черных списков. Он призвал Церковь не быть судьей прошлых поколений… Индонезия число жертв землетрясения превысило 5'000 человек… Корея: 10 тысяч методистов съедутся на Всемирный методистский совет… Израиль: евреи и христиане создают женский совет… Франция: мэр Парижа сожалеет, что гей-парад в Москве не удался…
| Россия: ассоциация «Духовное Возрождение» провела круглый стол «Христианские ценности в современной России» Понедельник, 29 Мая 2006 25 мая 2006 года в Москве прошел круглый стол «Христианские ценности в современной России», организованный по инициативе ассоциации «Духовное возрождение». Проведение названного мероприятия возглавили Михаил Черенков, вице-президент ассоциации «Духовное Возрождение», кандидат философских наук (Москва), и Владислав Бачинин, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук (Санкт-Петербург). Круглый стол объединил усилия ученых историков, религиоведов, философов и представителей религиозных конфессий. В работе круглого стола приняли участие ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. На заседании круглого стола присутствовали гости из США, Агнишка Теннат - редактор журнала «Христианство сегодня» (Christianity Today), эксперт по вопросам религиозной жизни на территории Восточной Европы, и Гэрри Гнидович - арт-директор журнала «Христианство сегодня», фотожурналист. В ходе работы круглого стола участниками были затронуты следующие вопросы: - Во время перестройки, впервые за долгие десятилетия, заговорили о духовном возрождении общества. Насколько исполнились те надежды? - Какое место занимают христианские ценности жертвенной любви, милосердия, сострадания в иерархии ценностей российского общества? - Соотношение демократических и христианских прав и свобод человека? - Россия между Западом и Востоком: актуальна ли эта проблема сегодня? - Каковы перспективы развития межконфессионального диалога в России? - Как христианские церкви могут участвовать в решении общественных проблем, в чем состоят их первоочередные задачи? Открывая заседание круглого стола, Владислав Бачинин сказал: «Пространство, в котором мы живем, информационное поле, которое нас окружает, не христоцентрично. Так исторически повелось, что в России судьбы страны чаще всего решали не христиане. И так важно, чтобы именно сегодня голос христиан в нашем обществе был отчетливо слышен». Евгений Рашковский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук (Москва), отметил ряд причин, по которым, на его взгляд, о духовном возрождении в России говорить преждевременно: «Во-первых, мы утратили человеческое измерение христианства. Годы атеизма изувечили как неверующих, так и верующих. Последние, пораженные гордыней и искаженным чувством собственной правоты и убеждений, за которые они страдали во времена гонений, до сих пор с опаской смотрят на неофитов, приходящих в «их» церковь. Во-вторых, сегодня мы отчетливо видим, что руководители большинства конфессий ориентированы, в первую очередь, на государство, а не на свою паству. Думается, что причиной всему обозначенному мною является то, что в постсоветском обществе не произошло подлинной «метанойя», не произошло настоящего покаяния». С ним вполне согласен и Владимир Илюшенко, поэт, прозаик, член Союза писателей Москвы, который в своем выступлении справедливо указал на тот факт, что «Духовное возрождение всегда персоналистично. Духовное возрождение России возможно только через возрождение конкретной личности, затем церкви и только потом общества в целом». С точки зрения Владимира Ильюшенко, не смотря на социальную и миссионерскую активность церквей, на сегодняшний день в России так и не произошло духовного возрождения. В своем выступлении Игорь Малин, юрист, религиовед (Н.Новгород), напомнил собеседникам, что в 90-е годы происходит активная конфессионализация российского общества. Появляются сотни новых религиозных организаций. Наблюдается подлинный подъем и пробуждение в обществе. «Но затем наступает период раздела сфер влияния в поликонфессиональном мире России. Однако попытка конфессий занять свое наиболее удобное место в обществе, а главное стать поближе к власти, неизбежно привела к разобщенности и изоляционизму. Следствием чего христианские деноминации в 90-е годы ХХ века упустили шанс стать реальной консолидирующей силой российского общества. Более того, на сегодняшний день наше общество просто не видит желания у лидеров христианских церквей объединиться в служении, даже в сфере социальной диаконии». Анатолий Красиков, главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор исторических наук, почетный президент Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (Москва), сделав краткий исторический экскурс в историю государственно-конфессиональных отношений в СССР, подчеркнул, что в советский период истории происходило обоюдное влияние Церкви и государства. И было бы ошибкой считать, что религиозная жизнь возобновилась лишь только с приходом эпохи перестройки. Напротив, благодаря активной духовной и церковной жизни тысяч россиян в условиях несвободы был подготовлен хороший плацдарм для популяризации христианских ценностей в 90-е годы ХХ века. Виталий Власенко, президент Совета христианских церквей России, член Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (Москва), говоря о современном облике российского протестантизма, остановился на крайностях, с которыми пришлось столкнуться протестантам. В числе прочих он обратил внимание коллег на то, что в начале 90-х годов ХХ века наше общество в целом и российский протестантизм в частности были ориентированы исключительно на Запад, и особенно на США. Виталий Власенко полагает, что «это было неизбежно, но, с другой стороны, поголовное увлечение Западом постепенно превратилось в крайность, следствием чего сегодня в большей части российского общества и даже в среде протестантов отмечаются тенденции антиамериканизма». В последнее время, по его мнению, все чаще в среде протестантов поднимается тема контекстуализации. Каринэ Черняк, президент региональной общественной организации «Молодежный христианский клуб «Осанна» (Москва), с сожалением констатировала, что в российском конфессиональном мире «нет углубления духовных процессов, но есть формализация сакрального. Проповедь все больше напоминает пропаганду, а миссионерское служение и благотворительная деятельность становятся похожи на конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов». Сергей Рахуба, президент ассоциации «Духовное Возрождение», обратил внимание своих собеседников на проблему роста националистических и псевдопатриотических настроений в российском обществе. Особенно настораживает тот факт, что число членов экстремистских молодежных организаций в Российской Федерации неуклонно растет и уже догоняет по численности все экстремистские организации Европы. Затем Сергей Рахуба поделился своими наблюдениями в сфере многоконфессионального облика России. По его мнению, во многом из-за пассивности и политических разногласий традиционных христианских конфессий (православных, протестантов, католиков), деструктивные и откровенно экстремистские организации распространяют свое влияние особенно среди подрастающего поколения. «Поэтому, каким будет завтрашний конфессиональный и нравственный облик России, целиком зависит от активности христианских церквей и каждого из нас уже сегодня», - подытожил он свое выступление. Евгений Бахмутский, руководитель молодежного отдела Российского Союза евангельских христиан баптистов, магистр богословия (Москва), переводя дискуссию в практическую плоскость, призвал участников круглого стола направить усилия на помощь молодому поколению. «Молодое поколение - наш шанс. Молодежь - это завтрашний день любой церкви и поэтому важно уже сегодня воспитывать достойных и ответственных христиан и граждан России», - подчеркнул он в своем выступлении. Виктор Кротов, философ, детский писатель (Москва), развивая мысль Евгения Бахмутского, справедливо указал на то обстоятельство, что личность начинается уже в детстве: «Детство нам открыто абсолютно и так важно вовремя оказаться рядом с ребенком, раскрывая для него богатство духовного мира и подводя к встрече с Живым Богом». Мария Каинова, переводчик, преподаватель Пресвитерианской духовной семинарии (Москва), привела ряд примеров, когда студенты светских и религиозных учебных заведений обнаруживают невежество, более того, полнейшее безразличие к истории и традициям своего народа и страны. «Мы имеем дело с уникальной ситуацией, - полагает она, - и это не просто проблема «отцов и детей». Печально, но приходится говорить о настоящем разрыве поколений». Михаил Черенков, вице-президент ассоциации «Духовное Возрождение», кандидат философских наук (Москва), подводя итог работы круглого стола, заметил: «Нам необходимо понять: мы, христиане, как и христиане на Западе - в меньшинстве. Христианским церквам в России необходимо создать плацдарм для возвращения общечеловеческих, нравственных ценностей в наше общество, и этот плацдарм - само христианство. Эпоха постмодерна бросает вызов единству. И перед христианским миром в России, перед каждым из нас стоит задача достичь того единства, при котором всегда остается место многообразию. Важно, чтобы христианство в России отказалось от своего изоляционизма и попыталось заговорить с человеком на его языке. Необходимо, чтобы Церковь открыла для себя каждого человека в его жизненной конкретике и проблемности, как «того, кто смотрит мне в лицо». Источник: Пресс-релиз АДВ |