Россия: русская зарубежная церковь станет самоуправляемой частью Московского Патриархата Среда, 22 Июня 2005 В соответствии с проектом «Акта о каноническом общении» Русская зарубежная церковь станет самоуправляемой частью Московского Патриархата, наподобие Украинской православной церкви. Ход переговоров представителей Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви отражают документы, опубликованные одновременно на официальных сайтах обеих Церквей. Это результат состоявшихся длительных обсуждений комиссий по преодолению разногласий, которые продолжались в течение года и получили одобрение обоих Синодов. «Эти документы касаются ключевых вопросов, которые со стороны Русской зарубежной церкви представлялись главными препятствиями для восстановления полноты общения», - сообщил РИА «Новости» секретарь по межправославным связям Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. Речь идет об отношениях Церкви и государства, об отношении Православной церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям, а также о характере взаимоотношений РПЦЗ с Московским Патриархатом в качестве «неотъемлемой самоуправляемой части Русской православной церкви». По словам Балашова, в соответствии с проектом «Акта о каноническом общении» РПЦЗ сохранит «организационную самостоятельность, но, вместе с тем, будет входить в состав Московского Патриархата». В качестве примера он привел Украинскую, Латвийскую, Молдавскую и Эстонскую Православные церкви Московского Патриархата. Согласно тексту проекта, «Русская зарубежная церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских». Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Первоиерархом. Решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Собора РПЦЗ, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Вышестоящей инстанцией являются Поместный и Архиерейский Собор РПЦ. В проекте отмечается, что архиереи РПЦЗ являются членами Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ и участвуют в заседаниях Священного Синода. Кроме того, согласно документу, «Русская зарубежная церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». В числе опубликованных материалов содержится также обзор работ, еще не завершенных комиссиями. Из них можно выделить вопросы «об урегулировании статуса клириков, перешедших из одной церковной юрисдикции в другую, о будущем приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, а также об отношениях РПЦЗ и некоторых групп, отделившихся от своих Поместных Церквей (от Элладской, Болгарской, Румынской)». «Русская зарубежная церковь находится в евхаристическом общении с этими группами, и этот вопрос подлежит обсуждению», - пояснил Балашов. Встречные комиссии по диалогу Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви были учреждены в декабре 2003 года. В ходе визита в Россию Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в мае 2004 года было принято решение о начале совместной работы комиссий, и был определен круг вопросов, подлежащих обсуждению. С тех пор состоялось четыре совместных заседания (последнее - в марте в окрестностях Парижа). Очередное заседание запланировано на июль. «Мы надеемся, что работа комиссий будет завершена ко времени Всезарубежного Собора, который пройдет в мае следующего года», - заключил Балашов. Зарубежная церковь образована русскими эмигрантами в 20-х годах прошлого столетия. Переговоры о сближении двух Церквей начались в мае 2004 года. За это время было проведено три заседания - в Москве, Мюнхене и под Парижем. Вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом Зарубежная церковь рассмотрит на Всезарубежном Соборе, который намечено провести в мае 2006 года в Сан-Франциско. Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) готова отказаться от осуждения Русской православной церкви Московского Патриархата за лояльность советской власти, которая была в 1927 году заявлена в декларации митрополита Сергия, передает «Интерфакс». Декларация Сергия долгое время была главным препятствием на пути сближения Зарубежной церкви с Московским Патриархатом. Члены комиссий признали, что декларация была «болезненным, трагическим компромиссом» митрополита Сергия, пытавшегося сохранить Церковь, которую «стремились уничтожить богоборцы». При этом члены обеих комиссий впервые сошлись в том, что политика митрополита Сергия способствовала воссозданию церковной жизни во время и после второй мировой войны, отмечается в совместном документе. Авторы документа отмечают, что патриотическая позиция, выраженная в декларации Сергия, в годы Великой Отечественной войны нашла отклик в сердцах многих членов Русской православной церкви. Согласно документу, издание декларации не означало, что «Церковь единомысленна с идеологией безбожной власти», однако декларация внесла «жестокое разделение в среду церковного народа» и путь компромиссов с безбожной властью никогда не был «нормальным, единственным и естественным для Церкви Христовой». Тем не менее, подчеркивают далее члены комиссий, впоследствии Московский Патриархат «в полном согласии с церковным святоотеческим учением» сформулировал в своей «Социальной концепции» принципы отношения Церкви и государства. В частности, там говорилось, что Церковь при определенных обстоятельствах может призывать людей к гражданскому неповиновению. Считая, таким образом, декларацию Сергия вынужденным документом, члены комиссий отмечают, что «критическая оценка упомянутого документа не означает осуждения Святейшего Патриарха Сергия, не выражает желания омрачить его образ и умалить подвиг его Первосвятительского служения в тяжелейшие годы существования Церкви в Советском Союзе». В документе приводятся также слова патриарха Алексия II, сказанные им в 1991 году: «Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею». Источник: Мир Религий |