Россия: религию - под контроль или на свободу? Среда, 01 Марта 2006 Проект поправок к закону «О свободе совести и религиозных объединениях», которые дают право Федеральной регистрационной службе (ФРС) проводить религиоведческую экспертизу, готовится в правительстве России. По итогам экспертизы, пишет в среду «Коммерсант», действующие религиозные объединения могут быть закрыты по обвинению в «нездоровой коммерции или пропаганде экстремизма». Противники проекта опасаются, что документ станет «инструментом репрессий государства против неугодных религиозных организаций». В проекте поправок к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» предполагается существенно расширить права экспертного религиоведческого совета ФРС, контролирующего деятельность религиозных организаций. Сегодня проверкам со стороны ФРС (их проводят ученые-религиоведы) подвергаются лишь готовящиеся к госрегистрации религиозные объединения (по закону получить статус религиозной организации может религиозная группа, существующая на территории РФ не менее 15 лет). Разработчики поправок предлагают проверять деятельность и уже зарегистрированных религиозных организаций. Если эксперты сочтут, что та или иная религиозная организация предпринимает «противоправные или экстремистские» действия, ФРС может обратиться в суд с иском о запрете ее деятельности. В комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, уже рекомендовавшей поправки для внесения в Госдуму, пояснили, что расширение полномочий экспертного совета не стоит воспринимать как попытку сформировать карательный орган против религиозных организаций. По мнению Себенцова, «любого надзора и контроля нужно бояться тем религиозным организациям, которые утратили религиозное содержание, у кого под вывеской религиозной организации процветает нездоровая коммерция или пропаганда экстремизма». Несмотря на то, что поправки к законопроекту, вероятно, никак не отразятся на традиционных конфессиях России, некоторые их представители подошли сдержанно к инициативе правительства. Так, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов считает, что поправки дублируют действующее российское законодательство и внесут лишь дезорганизацию в деятельность религиозных организаций и контроль над ними. Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган также опасающийся возможных притеснений со стороны чиновников, тем не менее подчеркнул, что «трехтысячелетняя история иудаизма выдержит любую проверку». Тем не менее, сектанты и некоторые правозащитники проявляют настороженное отношение к поправкам к законопроекту. «Я не исключаю того, что под видом борьбы с экстремизмом государство займется репрессиями против неугодных религиозных организаций, - заявил исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. - От этого выиграет только РПЦ, которая срослась с властью». Интересно, что зачастую позиция отдельных правозащитников в России совпадает с мнением Государственного департамента США. Напомним, что в ноябрьском докладе Госдепа Россия вошла в группу стран, власти которых проводят предвзятую политику по отношению к представителям неосновных религий. «Многие государственные чиновники отождествляют православие с принадлежностью к русскому народу. Это выражается в особых отношениях православной церкви и государства», - отмечается в докладе Госдепа США. Одним из конкретных проявлений этого особого положения авторы считают то, что православная церковь поддерживает тесные связи со многими российскими министерствами и ведомствами, включая Минздрав, Минобразования, Минобороны, МВД, МЧС, Федеральную налоговую и Федеральную пограничную службы. После публикации этого доклада заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что авторы представленного Кондолизой Райс доклада о соблюдении свободы совести в мире судят о положении дел в России с позиций «американской модели» церковно-государственных отношений, не характерной для Европы. «В подавляющем большинстве европейских стран государство и общество в целом отдают предпочтение отдельным религиозным общинам, что выражается в праве и практике», - заявил священник. По этой логике, полагает отец Всеволод, авторов доклада «должны бы в большей степени беспокоить такие страны, как Великобритания, где есть государственная Церковь». Предпочтения, которые общество и государство отдают определенным религиозным общинам, не означают дискриминацию религиозных меньшинств и не делают их неравными перед законом, убежден представитель Русской Церкви. Следует отметить факт принципиального расхождения в оценке ситуации между Львом Пономаревым и президентом России Владимиром Путиным, который, поздравляя патриарха Московского и всея Руси Алексия II с днем рождения и с тезоименитством, заявил, что «государство высоко ценит весомый вклад Русской православной церкви в укрепление межрелигиозного мира и гражданского согласия, взаимопонимания между людьми». Кстати, сам Алексий II отверг упреки тех, кто считает, будто Русская православная церковь постепенно сращивается с государством. «Сближение и сотрудничество не значит сращивание. Я убежденный сторонник отделения Церкви от государства, о чем говорил неоднократно», - заявил патриарх в интервью ежегоднику «Предстоятель». По его оценке, сегодня отношения Церкви и государства можно назвать «уважительными и равными», причем «между сторонами существует согласие по основным принципам их взаимоотношений». К этим принципам относятся, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, с другой - невмешательство Церкви в политические процессы в стране, пояснил патриарх. Наряду с этим, считает он, «по многим направлениям отношения Церкви и государства можно назвать партнерскими»: регулярно на разном уровне и по разным вопросам проводятся консультации церковных и государственных представителей, Церковь содействует различным инициативам государства и находит, в свою очередь, поддержку своих проектов в социальной сфере». Какие же организации могут попасть под контроль и возможный запрет? Вероятно, к ним относятся так называемые новые религиозные движения или просто секты. В рамках девятых Новосибирских Рождественских образовательных чтений настоятель собора во имя святого Александра Невского протоиерей Александр Новопашин заявил, что тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях: на уровне личности, так как жестоко эксплуатируют человека; на уровне семьи, потому что каждая секта стремиться подменить семью собой; на уровне общества, так как они ничего не производят и существуют за счет общества, вытягивая из него людские, финансовые и прочие ресурсы; на уровне государства, потому что практически каждая секта живет по собственным законам, зачастую противоречащим государственным». На заседании Европейского Парламента 12 февраля 1996 года было отмечено, что в сектах практикуется жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность и пр. По мнению сотрудников правоохранительных органов, искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Поэтому радикальные меры пресечения преступной деятельности тоталитарных деструктивных псевдорелигиозных организаций возможны лишь при создании условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания. Священник Александр Новопашин заявил, что необходимо как можно скорее разработать законопроект о тоталитарных сектах и психологическом экстремизме, а также новую концепцию закона о свободе совести и религиозных объединениях, потому что тот закон, который у нас есть сейчас, «можно смело назвать мертворожденным дитя». Аналитическая группа «Агентства национальных новостей» Источник: АНН |