В Писании говорится:
…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,…(Иак.1:19)
Это правило исполняют христиане, потому, что не могут считать себя уже достигшими, не имеющими нужды в наставительном или обличительном слове, как написано:
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. (Откр.3:17).
Поэтому, должно всегда внимательно выслушивать человека, желающего нечто объяснить нам по Писанию, особенно если мы до сих пор мыслили и поступали не так, внимательно выслушивать пророческое слово, обращенное к нам. И сначала с говорящим дискутировать, хорошенько обдумывать то, что сказано, а лишь потом принимать решение держаться нам этого слова или нет.
Мы не должны быть подобны людям, о которых апостол Павел говорил:
1 Итак заклинаю тебя перед Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием. 3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2Тим.4:1-4)
Должно всегда в молитве признавать перед Богом, что мы слепы, нищи и наги и умолять, чтобы Господь раскрывал наши очи, отверзал нам ум к разумению Писаний, обильно наставлял вовремя и не вовремя.
Такое положение, когда человек не желает слушать наставление или обличение может свидетельствовать о больших духовных проблемах в его отношениях с Богом.
Такой человек прямо ослушивается Божьего повеления, которое я привел выше в Иак.1:19 и показывает, что он горд, помышляет о себе, что не имеет в этом нужды, как высказался Иисус в месте из Откровения, которое я тоже привел.
Еще написано:…и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения (Пр.17:19).
Если тяжело со словом подобраться к воротам гордости и превозношения, которые человек выстроил в своих собственных глазах, это непременно кончится или уже кончилось падением.
Вот еще несколько мест Священного Писания:
Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. (Пр.15:10)
Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. (Пр.15:12)
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. (Пр.15:5)
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения (Пр.13:1).
Есть, однако, те слова, которые нам должно ненавидеть, как написано:
Вымыслы человеческие ненавижу, а закон твой люблю. (Пс.118:113).
Есть и учения человеческие, которым учат в церквях, и которые ненавидит Господь, как Он ненавидит учение николаитов, о чем мы читаем в Откровении. Но это тема отдельной беседы.
В любом случае мы должны поступать по вышеизложенным библейским правилам и как написано:
Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Петра 3:15).
Кротость и благоговение не дадут возможности дать ответ не выслушав, дать ответ не по Писанию, или и вовсе не дать ответ, или отказаться слушать. Я уже не говорю о злословии. Напротив, христианин будет стараться тактично и со страхом Божьим решить все вопросы.