Сделать стартовой cтраницей   Добавить страницу в закладки Сегодня: 27 июня 2025г от Р.Х. 
Светильник - живые христианские ссылки
…тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деяния Апостолов 10:15)

Комментарий: В Кессарии живет человек по имени Корнелий, центурион римской когорты. Он и все его домочадцы люди благочестивые и почитающие единого Бога. Он щедро помогает бедным и всегда… далееКомментарии.

 

Поиск в каталоге

Объявление

Добро пожаловать, уважаемый Гость. Обратите внимание: для создания новых тем и размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться, исключение составляет "Открытый раздел". Перед регистрацией и размещением сообщений настоятельно советуем всем - внимательно прочитать "Правила форума".

#1 15.12.2009 16:17

Сергей Кузнецов
Управитель
Откуда: Ростов-на-Дону, Россия
Зарегистрирован: 02.04.2007
Сообщений: 935
Вебсайт

Cвобода воли и богословские абстракции

Пока что на форуме на первый план у нас вышла сотериология, что есть гуд! smile Мы рассуждаем об избрании и о греховности человека, однако, я думаю, все эти вопросы так или иначе связаны с вопросом свободы человеческой воли. Первая волна реформации отрицала свободу воли человека (см. труд Лютера "О рабстве воли") в противовес католической церкви. Для Лютера этот вопрос был настолько важен, что именно в нем он видел основное отличие между реформацией и католицизмом. Поэтому я думаю, что в контексте наших сотериологических рассуждений нам нужно обсудить и этот вопрос.

Добро пожаловать на огонек! smile Мои мысли, как обычно, позднее...


Многие доктрины людей основаны на изолированных местах Писания вне контекста Божьей работы искупления, раскрытой во Христе. Любая концепция, которая исключает радостную весть о том, чего Бог достиг ради человечества во Христе, несущественна, сколько бы мест Писания не процитировали.
~ Франсуа Де Туа

Неактивен

 

#2 16.12.2009 05:24

Вадим Сибирский
Модератор
Откуда: Новокузнецк, Россия
Зарегистрирован: 12.10.2007
Сообщений: 962
Вебсайт

Re: Cвобода воли и богословские абстракции

Фишка в том, что Лютер не выдумал ничего нового. Он напомнил католикам хорошо забытое старое. В том же "Рабстве воли" он постоянно ссылается на труды Отцов Церкви, того же Августина. И этот вопрос в Реформации, прежде всего богословской, очень важен.


Добрая ревность и праведное суждение производят праведного и богобоязненного христианина; злая ревность и праведное суждение производят лицемера и обманщика; добрая ревность и извращенное суждение производят идолопоклонника, маловера, еретика; злая ревность и извращенное суждение производят злодея и негодяя.
Д-р Мартин Лютер

Неактивен

 

#3 16.12.2009 06:40

Сергей Кузнецов
Управитель
Откуда: Ростов-на-Дону, Россия
Зарегистрирован: 02.04.2007
Сообщений: 935
Вебсайт

Re: Cвобода воли и богословские абстракции

Это не совсем точно! Августин в этом вопросе был самый радикальный, но даже он не отрицал свободной воли. Практически все отцы церкви учили свободной воле (давече читал мысли Оригена на эту тему).

Вот небольшой отрывок из Оригена, где он рассматривает некоторые стихи, которые вроде бы говорят о том, что свободы воли нет:

Итак, начнем со слов о фараоне, которого Бог ожесточил, чтобы он не отпускал народа; вместе с тем мы рассмотрим и апостольское изречение: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9.18). Этими словами пользуются некоторые из инославных, которые почти отрицают свободу и признают одних существ по природе погибающими, не способными к спасению, других же по природе спасаемыми, не могущими погибнуть. Фараон, говорят они, был погибающей природы и потому был ожесточен Богом, Который милует духовных и ожесточает земных. Итак, рассмотрим, что они говорят. Спросим у них, земной ли природы был фараон? Когда же они ответят (утвердительно), то мы скажем, что человек земной природы совершенно не покорен Богу; но если он не покорен, то какая нужда ожесточать его сердце, и это – не однажды, а много раз? Очевидно, возможно было убедить его, и он, пораженный чудесами и знамениями, мог совершенно смягчиться, потому что он не был земным; но так как он (сам) слишком упорствовал, то Бог и пользуется им, чтобы показать Свое величие для спасения многих, и ради этого ожесточает его сердце. Это сказано против них, прежде всего для опровержения того их мнения, будто фараон был погибающей природы. То же самое нужно сказать им и относительно слов апостола. Кого ожесточает Бог? Или погибающих, и в таком случае они могли бы смягчиться, если бы не были ожесточены, или же спасаемых, очевидно, потому, что они не погибающей природы. Кого Он милует? Конечно, спасаемых. Но зачем нужно им второе помилование, если они однажды приготовлены ко спасению и по самой природе предназначены к блаженству? Ясно, что без помилования они принимают погибель и потому именно милуются, дабы им не подвергнуться погибели, к которой они способны, но быть в земле спасаемых. Вот что сказано (нами) против этих (еретиков).

Нужно еще спросить у людей, думающих, что они понимают выражение «ожесточил», что означает, по их словам, ожесточение сердца Богом и с какой целью Бог делает это? При этом пусть они сохранят понятие о Боге, воистину праведном и благом, или, если не хотят, согласимся на этот раз с ними, (только) праведном. И пусть они покажут, каким образом благой и праведный, или только праведный, оказывается справедливым, когда ожесточает сердце человека, погибающего именно вследствие этого ожесточения, и каким образом праведный делается виновником погибели и непокорности тех, кого Сам же Он наказывает за ожесточение и непокорность Себе? За что еще Он порицает фараона, говоря: «ты не хочешь отпустить народ Мой, вот я поражу всех первенцев в Египте и первенца твоего» (Исх. 9.17; Исх. 12.12; Исх. 11.5), и прочее, что по Писанию Бог говорил фараону через Моисея? Ведь кто верует, что Писания истинны и что Бог справедлив, тот, если он верует разумно, необходимо должен показать, каким образом в таких изречениях можно находить ясную мысль о справедливости Бога. Если же кто открыто и решительно считает Творца злым, то с ним нужно рассуждать иначе.

Но так как, по их словам, они считают Бога справедливым, а мы – вместе и благим и справедливым, то посмотрим, каким образом благой и праведный мог ожесточить сердце фараона? Итак, смотри, не можем ли мы одним примером, которым воспользовался апостол Павел в послании к евреям, показать, каким образом Бог одним и тем же действием одного милует, а другого ожесточает, причем Бог не задается целью ожесточить, но ожесточает ожесточенного, как говорят, самым Своим добрым намерением, за которым следует (однако) ожесточение вследствие присущего самим (людям) зла? «Земля, – говорит он, – пившая многократно сходящий на нее дождь и производящая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. А производящая тернии и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6.78). Значит, действие дождя – одно; но при одном действии дождя возделанная земля приносит плоды, а запущенная и невозделанная приносит тернии. Пожалуй, показалось бы резким, если бы Дающий дождь сказал: «Я произвел и плоды и тернии на земле». Но хотя это и резко, однако истинно: потому что если бы не было дождя, то не родились бы ни плоды, ни тернии, при благовременном же и умеренном выпадении дождя родилось то и другие. Итак, земля, часто пьющая сходящий на нее дождь и тем не менее производящая тернии и волчцы негодная земля и близка к проклятию. Ведь благословение дождя низошло и на худшую землю; но не возделанная и не обработанная почва произрастила терния и волчцы. Подобным образом и чудеса, совершаемые Богом, суть как бы дождь; различные же расположения – это как бы земля возделанная и не возделанная, которая, как земля, имеет все же одну природу.


Многие доктрины людей основаны на изолированных местах Писания вне контекста Божьей работы искупления, раскрытой во Христе. Любая концепция, которая исключает радостную весть о том, чего Бог достиг ради человечества во Христе, несущественна, сколько бы мест Писания не процитировали.
~ Франсуа Де Туа

Неактивен

 

#4 16.12.2009 10:47

Сергей Ирюпин
Управитель
Откуда: Ростов-на-Дону, Россия
Зарегистрирован: 23.03.2006
Сообщений: 2400
Вебсайт

Re: Cвобода воли и богословские абстракции

Вадим Сибирский написал:

Фишка в том, что Лютер не выдумал ничего нового. Он напомнил католикам хорошо забытое старое. В том же "Рабстве воли" он постоянно ссылается на труды Отцов Церкви, того же Августина.

Фишка в том, что при всем моем уважении к Лютеру, Августину и другим братьям и Отцам Церкви, я стараюсь строить свое богопознание на том, что лично мне открывает о Себе Господь. Разумеется на основании Писания.

Зачастую мне совсем не интересно блукать в закоулках богословских рассуждений тех или иных людей. В отличие от них Господь говорит достаточно просто. И Он, кроме того, - Первоисточник.


Вряд ли смогу быть на 100% объективным, но искренним - буду

Неактивен

 

#5 16.12.2009 13:12

Сергей Кузнецов
Управитель
Откуда: Ростов-на-Дону, Россия
Зарегистрирован: 02.04.2007
Сообщений: 935
Вебсайт

Re: Cвобода воли и богословские абстракции

Я думаю, прежде всего нужно определиться с терминами. Многие спорят о свободе воле, а что это такое? Как мы понимаем "свободную волю"? Я думаю, мало кто из христиан учит, что человек может спастить своей "свободной волей" без Божьей благодати. Думаю, так вопрос не стоит. Все признают, что без благодати спасение невозможно. Скорее всего, речь идет не столько о свободе воли в противовес ее несвободе, сколько о степени ее свободы.

Абсолютной свободой воли обладает только Бог, только Его решения обусловлены исключительно Его бытием без каких-либо внешних влияний. Наши решения свободны относительно - на них влияют разные внешние факторы: друзья, родители, окружение, страх, невежество, информация, грех и  т.д. По этому о полной свободе говорить не приходится...


Многие доктрины людей основаны на изолированных местах Писания вне контекста Божьей работы искупления, раскрытой во Христе. Любая концепция, которая исключает радостную весть о том, чего Бог достиг ради человечества во Христе, несущественна, сколько бы мест Писания не процитировали.
~ Франсуа Де Туа

Неактивен

 

Board footer

Движок форума PunBB
Интеграцию выполнил GavrilOFF.com
© Все права сохранены 2005 Rickard Andersson


Христианская веб-студия
«Хорошие Новости»
© 1999—2016
О проекте · Поддержать · Контакт
Хостинг предоставлен
.masterhost

Rambler`s Top100 Service TopList Чистый интернет - logoSlovo.RU Рейтинг от сайта uucyc.net