Существует в христианских общинах некий мифический персонаж – «претыкающийся брат». Никто его никогда в глаза не видел, но постоянно его вспоминают и о нем говорят, особенно когда нужно подвести библейское основание под какой-либо запрет в данной конкретной общине. В частности под запрет употребления алкоголя в тех общинах, где «сухой закон» возведен в норму бытия.
И приводят, как правило, вот эти слова Апостола Павла:
Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
(Рим.14:21)
Акцент, разумеется, делается на словах «не пить вина», и трактуется как полный запрет на употребление спиртного, ради немощной совести претыкающегося брата.
Но позвольте, а что же с мясом? Ведь оно упоминается даже раньше, чем вино, и если исходить из запретительной теории данного отрывка, то в первую очередь нужно отказаться от употребления мяса, а затем вина. Однако за всю свою христианскую жизнь я не встречал ни одной христианской общины вегетарианцев. А вот общин «трезвенников» сколько угодно. Спрашивается, почему такой избирательный подход? Почему в этом отрывке видят только сухой закон, но не видят вегетарианства?
Теперь посмотрим дальше по отрывку. А дальше написано «и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается». Это вообще интересный фрагмент. Если, опять же, исходить из запретительной теории данного отрывка, то по всей логике вещей, христианин, понимающий его именно так, должен собрать братьев, провести анкетирование или опрос, составить список преткновений братьев, и в соответствии с этим списком, отказаться от всего того, на чем братья претыкаются.
Например, если ко мне подойдет брат, и скажет: у тебя очень красивая жена, и я на ней постоянно претыкаюсь, ибо хочу ее, то я должен буду отказаться от своей жены, или как минимум, перестать брать ее с собой в церковь.
Если другой брат подойдет и скажет, что ты вот ездишь на новой «Хонде», а я на старом «Москвиче», э это вводит меня в преткновение, то я должен буду продать свою машину, и купить старый «Москвич». И так далее…
Разумеется, я лично так не сделаю, и скажу этому «претыкающемуся брату», что ты, брат, грешишь, против заповедей Господних, которые говорят: не возжелай и не пожелай. Однако, те, кто понимает приведенный отрывок, как систему запретов, должны поступить именно так, исходя из своего же собственного понимания. Ибо то, что не по вере – то грех. Вопрос: а готовы ли они так поступить? Стать не только трезвенниками, но и вегетарианцами. И отказаться от всего, что может послужить преткновением «немощным братьям»?
Клайв Льюис, в своей замечательной книге «Просто христианство» сказал на этот счет замечательные слова:
"Было бы ошибкой считать, что все христиане обязаны быть непьющими; мусульманство, а не христианство запрещает спиртные напитки. Конечно, в какой-то момент долгом христианина может стать отказ от крепких напитков - он чувствует, что не может вовремя остановиться, если начнет пить, либо находится в обществе людей, склонных к чрезмерной выпивке, и не должен поощрять их примером. Но суть в том, что он воздерживается в силу определенных, разумных причин от того, чего вовсе не клеймит. Некоторым скверным людям свойственна такая особенность: они не в состоянии отказаться от чего бы то ни было "в одиночку"; им надо, чтоб от этого отказались и все остальные. Это не христианский путь.
Какой-то христианин может счесть для себя необходимым отказаться в силу тех или иных причин от брака, от мяса, от пива, от кино. Но когда он начнет утверждать, что все эти вещи плохи сами по себе, или смотреть свысока на тех людей, которые в этих вещах себе не отказывают, он встанет на неверный путь"
По моему, лучше не скажешь…