Апрель 2005 Россия: в Москве состоится конференция, посвященная вопросам благовестия в современном мире… Россия: христиане вспоминают величайшую смерть на Голгофе… Россия: доставка благодатного огня способствует духовному возрождению общества, считает министр культуры РФ… Россия: христиане переосмыслили опыт Великой Победы… Малайзия: за распространение христианской литературы арестованы граждане США… Канада: англиканская церковь на время запретила благословлять однополые браки…
| Россия: христиане переосмыслили опыт Великой Победы Пятница, 29 Апреля 2005 Со школьной скамьи Великая Отечественная война ассоциируется со знаменем над рейхстагом в Берлине, с помпезным Парадом Победы на Красной площади, на котором Сталин машет рукой народу и маршалу Жукову, гарцующему на белом коне. У верующих, которые были гонимы в сталинскую эпоху, образ войны совершенно другой - в нем отсутствует гордость за мощь репрессивного государства и триумф главного безбожника и генералиссимуса Сталина. Евангельские верующие (баптисты, евангелисты, пятидесятники и адвентисты), которые были загнаны в подполье еще в 30-е гг., сражались в 1941-1945 гг., прежде всего, за благополучие своей Родины, своей семьи и каждого отдельного человека. Осознание исторического опыта не порождает в протестантской среде споров о роли Сталина, а также о том, насколько плох или же хорош был опыт заградительных отрядов. Как показала XII конференция «Заокские чтения» на тему «Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию победы над фашизмом)», состоявшаяся 26-27 апреля в поселке Заокский Тульской области, осмысление опыта приводит протестантов к обсуждению собственного места в современном обществе. Впрочем, необходимый тон в научном собрании был задан представителями органов власти. Глава администрации Заокского района Тульской области Анатолий Гуров заметил, что проведение конференции в Заокском адвентистском университете - это добрый знак того, что отношения власти и Церквей вполне нормальные. А. Гуров отметил, что адвентисты седьмого дня ведут большую работу в Центральной районной больнице, где их усилиями было отремонтировано детское отделение и оказана помощь «самым маленьким заокчанам». По словам чиновника, это служение не забудется так же, как и народный подвиг во время войны. Специалист по работе с религиозными объединениями администрации Тульской области Евгений Бобков добавил к сказанному, что встречи ученых, представителей власти и верующих помогут преодолеть тот холодок, который присутствует пока в отношениях между чиновниками и протестантами. Победа военная в устах главы Западно-Российского объединения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Василия Столяра сразу приобрела социальный оттенок. В. Столяр призвал верующих исполнить пожелание президента В. Путина, которое он высказал представителям протестантских Церквей на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ осенью 2004 года. Как отметил лидер адвентистов, Владимир Путин сказал, что протестанты должны быть больше вовлечены в общественную жизнь страны. В то же время евангельские лидеры осознают, что к отношениям с государством в российских условиях надо относиться осторожно, так как благожелательность власти в советское время не раз приводила некоторых служителей к позорным компромиссам. Глава Российской Церкви христиан веры евангельской епископ Павел Окара подчеркнул, что еще в 50-е-60-е гг., когда пасторами в пятидесятнической церкви были его дед и отец, ни о каких проектах и конференциях не могло быть и речи. С точки зрения П. Окары, «сейчас надо быть предельно благоразумными к тем переменам и возможностям, которые подарены нам Богом. У нас пока одинаковые возможности, и главное - то, как мы пройдем свой путь». Анализ современных возможностей протестантского сообщества в России был дан целом ряде докладов, которые прочитали на Заокской конференции светские ученые. Глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков в своем докладе «Проблемы войны и мира в доктринах религиозных организаций России» отметил миротворческий характер социальных концепций протестантов (общепротестантской позиции по социальным вопросам, социального учения адвентистов и концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской), которые появились вслед за публикацией соответствующей концепции Русской Православной Церкви. Проблема выживания Церкви в военное время и современном обществе была поставлена в докладе доцента Донецкого университета Михаила Черенкова «Христианские Церкви в годы Второй мировой войны. К вопросу об ответственности». По его словам, верующие должны осознавать, что они сталкиваются не только с пережитками посттоталитарного общества, но и с уже постхристианским обществом. Как отметил М. Черенков, для РПЦ МП Великая Отечественная война была фактически спасением - она дала шанс на выживание. Война также предопределила следование руководства РПЦ МП в фарватере сталинской политики, идеологическую поддержку геноцида российских немцев, искреннее восхваление иерархами фигуры самого диктатора Сталина и т. д. Только глубокое переосмысление исторического опыта, как заметил М. Черенков, поможет христианству, пережившему отношения с советскими органами власти, начать все заново. О том, как развивается в России молодое протестантское движение, не имеющее столь опасного груза прошлого, рассказал Юрий Зуев, доцент Российской академии государственной службы в своем докладе »Православно-протестантские отношения в современной России: препятствия и предпосылки к позитивному развитию». Прежде всего, Ю. Зуев отметил динамичное развитие всех протестантских направлений и оценил их общую численность, по крайней мере, в полтора миллиона верующих. По подсчетам исследователя, в несколько раз возросла доля зарегистрированных в органах юстиции представителей пятидесятнических, баптистско-евангелистских и адвентистских общин, хотя по данным из официальных реестров и трудно судить о реальном числе общин и групп, а также их филиалов. По мнению Ю. Зуева, в последние годы усилилось взаимодействие различных евангельских течений и Церквей между собой. В регионах обычным делом стало проведение пасторских и межконфессиональных советов. Идейной платформой для большинства общин стала Социальная позиция протестантских Церквей России. Кроме того, Ю. Зуев отметил стремление протестантов к диалогу с другими конфессиями и, прежде всего, с РПЦ МП, как с самой массовой религиозной структурой в стране. Однако священноначалие официальной Церкви, по словам Ю. Зуева, отнюдь не испытывает внутренней потребности в таком диалоге. Священники и региональные епископы часто уклоняются от общения с евангельскими служителями и довольно часто нетерпимо относятся к социальной, миссионерской и культурной работе протестантов. Для евангельских Церквей, как отмечалось в докладе Ю. Зуева, нет социальных, национальных и конфессиональных границ, в отличие от католиков, которые могут открыто заявлять о том, что они ни на что не претендуют и останутся в российском обществе меньшинством и в будущем. Активность протестантизма раздражает националистов. Учитывая антизападные и ультра-патриотические тенденции в православно ориентированных кругах, атмосфера для веротерпимости в российском обществе, по словам Ю. Зуева, сейчас складывается неблагоприятная. Когда традиционные ценности воспринимаются в качестве панацеи от всех бед, от неудачных реформ и морального разложения общества, тогда очевидна необходимость обращения к либеральным ценностям для того, чтобы ситуация в обществе не стала еще более нездоровой. В восприятии исторических событий между РПЦ МП и протестантами есть различие, в том числе и из-за специфики цивилизационной природы этих христианских конфессий. Как отметил Ю. Зуев, а вслед за ним и целый ряд докладчиков из числа евангельских верующих, протестантизм уделяет большое внимание личности человека, отношениям между членами общины. Православная Церковь в России берет на себя ответственность за каждого крещеного в младенчестве в ее лоне человека, даже независимо от того, исповедует ли он православное вероучение. РПЦ МП удерживает человека и оказывает на него давление, заставляет его проявлять корпоративную солидарность и брать на себя коллективную ответственность. Но данные цивилизационные качества, по мнению Ю. Зуева, касаются по большей части официальной Церкви, и отсутствуют, к примеру, у православных альтернативных юрисдикций, живущих в Западной Европе и США. О том, какое давление оказывают православные националисты на общество с целью опорочить и унизить россиян из числа баптистов, адвентистов или пятидесятников рассказали директор Уральского филиала Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Василий Ничик, а также секретарь Приволжского отделения МАРСа Алексей Бритов. Доклад «Православие и протестантизм: богословское осмысление отношений на пути к «общему деланию», прочитанный зам. координатора Военно-христианского союза Северо-Запада России Виктором Шленкиным, поразил присутствующих выводом о том, что протестантов и православных объединяет христологическое богословие и Конституция РФ. По всем остальным вопросам у РПЦ МП не может быть единого мнения, так как обязательные для членов Церкви решения могут принимать только соборы, которых уж давно не было. При традиционно небольшом внимании евангельского сообщества к научным проблемам, к изучению исторического прошлого страны и протестантских Церквей в России, следует признать необыкновенную способность прагматичных идеологов российского евангелизма обратить обсуждение любых вопросов в дискуссию об актуальных социальных проблемах современного общества. Обостренное восприятие человеческой судьбы конкретного россиянина в глазах адвентистов или пятидесятников, в том числе и в контексте празднования 60-летнего юбилея Победы в Великой отечественной войне, связано, по преимуществу, с тем, что советское государство всегда с крайним пренебрежением относилось к личности. А в 1941 году безжалостно бросило миллионы личностей в мясорубку войны - об этом протестанты точно помнят. Роман Лункин, для «Портала-Credo.Ru» Источник: Портал-Кредо |