Апрель 2005 Россия: православные верующие отмечали Вербное Воскресенье… Россия: Путин поздравил российских евреев с праздником Песах… Россия: православные ищут общий язык с Бенедиктом XVI… Россия: московские армяне провели молебен в память жертв Геноцида 1915 года… Россия: в Нальчике студентки университета задержаны за публичное чтение Корана… Ватикан: Папа Бенедикт XVI официально вступил на Святой престол… Ватикан: новый Папа имеет привычку терять документы… Америка: «Форум 18» изучил положение незарегистрированных религиозных групп в России… Америка: радиоведущий лишился работы за некорректные высказывания о почившем Папе… Афганистан: женщину забили камнями за супружескую неверность по решению суда…
| Америка: «Форум 18» изучил положение незарегистрированных религиозных групп в России Воскресенье, 24 Апреля 2005 В своем сообщении заседанию Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшему 14 апреля в Вашингтоне, о незарегистрированных религиозных группах в России, служба новостей «Форума 18» рассматривает, как спорный российский закон о религиях 1997 года делит религиозные общины на две категории, ограничивая права имеющих статус незарегистрированной «группы». Несмотря на заявление об утверждении конституционных гарантий равенства перед законом для религиозных объединений, закон 1997 года подразделяет их на организации и группы. Религиозные группы имеют значительно меньше законных прав, чем религиозные организации. Будучи определены в качестве действующих без государственной регистрации, они имеют право молиться в помещениях, предоставляемых их собственными членами (то есть не приобретенных в собственность или арендованных общиной на официальном уровне) и обучать имеющихся членов. Группа не обладает следующими правами: 1) просить отсрочку для своих клириков; 2) создавать образовательные учреждения или давать факультативные уроки детям в государственных школах; 3) приглашать иностранных граждан с профессиональными целями или иметь при себе представительный орган иностранной религиозной организации; 4) проводить религиозные церемонии в больницах, тюрьмах, детских домах и домах престарелых; 5) издавать, приобретать, экспортировать, импортировать, и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения, или создавать средства массовой информации. Хотя государственная регистрация не является обязательной, религиозная группа, желающая зарегистрироваться и получить таким образом статус религиозной организации, должна либо доказать 15-летнее существование в данной местности или принадлежность к централизованной религиозной организации того же вероисповедания. (Централизованная религиозная организация создается по крайней мере из трех местных религиозных организаций.) Такая категоризация религиозных объединений имеет негативное влияние на религиозную свободу, хотя и значительно меньшее, чем предполагалось вначале. В период сразу после принятия нового закона сотни протестантских общин, основанных после отмены советских ограничений, вошли в состав централизованных протестантских союзов, что было единственным способом избежать ограничения законных прав по 15-летнему «сроку надзора». Некоторые сообщили «Форуму 18», что эти союзы позволили им defacto сохранить независимость. Некоторые, однако, возмущены тем, что им пришлось пренебречь теологическим неприятием иерархических структур, а также значительными членскими взносами, установленными такими союзами. Главной причиной весьма сокращенного применения 15-летнего правила стали последовательные решения Конституционного суда, постановившего в 1999, 2000 и 2002 годах, что оно не имеет ретроактивной силы. Следовательно, предполагаемые им ограничения законных прав распространяются теперь лишь на гораздо более узкую категорию религиозных объединений, которые либо: 1) были основаны или добивались первоначальной регистрации после принятия закона 1997 года, и не могут войти в централизованную религиозную организацию, или 2) отказываются от государственной регистрации в принципе. В настоящее время действие этого «15-летнего» правила может усилиться только для случаев создания новых групп. Примером среди первых может послужить истинно-православный приход Святого Илии в Республике Чувашия, которому отказали в первоначальной регистрации в конце 2003 года. Хотя местный суд принял заявление группы, что она «существовала на частных квартирах с 25 марта 1988 года, поскольку эта конфессия преследовалась при коммунистическом режиме», он постановил, что «подтверждение органами местного самоуправления существования религиозной группы в течение не менее 15 лет возможно только после того, как 15 лет прошло с того момента, когда они проинформировали (власти) о создании группы». Власти таким образом убеждены, что 15-летний период начался, когда приход формально вступил с ними в контакт весной 2003 года. Из-за спора об апостольской преемственности, объединение не имеет централизованной православной организации, к которой может присоединиться в качестве альтернативы. Хотя другие истинно-православные и некоторые старообрядческие группы остаются незарегистрированными, поскольку отказываются от контактов с государством на богословских основаниях, они могут действовать без помех, если остаются незаметными. В частности, баптистские общины, принадлежащие к Совету Церквей, попросту отказывающиеся регистрироваться из принципа, обычно подвергаются штрафам и конфискации имущества, если проводят евангелизационные кампании, хотя закон 1997 года не утверждает явно, какого типа группы не могут молиться публично. В начале 2003 года большая московская община, принадлежащая к Совету Церквей ЕХБ, члены которого в принципе отказываются от регистрации властями в странах СНГ, лишилась долгосрочного договора на аренду на том основании, что у нее нет государственной регистрации, хотя официальный комментарий к закону 1997 года определяет, что любой индивидуальный член может от имени группы арендовать помещение для молитв. Иногда религиозным группам отказывают в полных правах юридического лица, несмотря на их принадлежность к централизованной религиозной организации. Например, в Ставропольском крае не получили государственную регистрацию 39 из 47 мусульманских общин, входящие в Духовное управление мусульман Карачаево-Черкессии и Ставропольского края. От одной из них, мечети в Пятигорске, пять раз потребовали предоставить дополнительную информацию по заявлению о регистрации, вместо того, чтобы выдать прямой отказ, который можно обжаловать в суде. Основанная в 2000 году и входящая к федеральному пятидесятническому союзу, церковь «VictoryChapel» в Южно-Сахалинске с 2003 года получила отказ в регистрации, и ей в 2003 году было отказано в проведении и рекламировании публичных евангелизационных мероприятий на том основании, что она является религиозной группой. Отсутствие статуса юридического лица создает препятствия к требованию возвращения богослужебных помещений, конфискованных советской властью. Не получив регистрации, несмотря на то, что является частью Католической Церкви в России, католический приход в Белгороде не имеет возможности вернуть небольшое здание бывшей католической церкви в центре города, которое тем временем передано местному православному приходу. В то время, как для более древних старообрядческих общин бюрократические требования к регистрации в законе 1997 года оказались препятствием, РПЦ Московского Патриархата не столкнулась с проблемами при регистрации своих приходов и в результате успешно присвоила часть исторического имущества старообрядцев. С другой стороны, многие религиозные группы избрали статус незарегистрированных, поскольку он позволяет избежать потенциально навязчивых бюрократических контактов с государством. Как говорилось выше, права группы не всегда ограничиваются, несмотря на букву закона, если она незаметна. Доступ в тюрьмы, к примеру, обычно зависит больше от личных взаимоотношений с администрацией учреждения, чем с регистрацией религиозной группы. В любом случае государственная регистрация не является сама по себе гарантией полных прав, когда не пользующимся благосклонностью властей организациям могут помешать, например, путем отказа в предоставлении земли или строений. Другим признаком отсутствия систематического применения закона 1997 года является тот факт, что хотя постановление о ликвидации московской общины Свидетелей Иеговы означает полный запрет на ее деятельность, ей в общем и целом разрешено функционировать как религиозной группе. Глава рабочей группы правительства РФ, разрабатывающей предложения о поправках в закон 1997 года, Андрей Себенцов считает, что «15-летнее» правило является нарушением российской Конституции и должно быть отменено. Один из наибольших лоббистов этого закона митрополит РПЦ МП Кирилл (Гундяев) в 2004 году публично отверг этот призыв, настаивая на том, что обществу нужно 15 лет, чтобы убедиться, вредна религиозная группа или нет: «Сейчас не время и не место для экспериментов над нашими людьми». Остается неясным, чьи доводы окажутся сильнее. В этом контексте следует отметить, что закон 1997 года все-таки дает религиозным группам некоторое пространство для действия, поскольку разрешает домашнее богослужение и не делает регистрацию обязательной, как в Белоруссии, где действующий закон о религиях также был успешно пролоббирован Московской патриархией. Источник: Портал-Кредо |