Пресса: РПЦ не пожелала принять папские жесты примирения, считает немецкая газета Среда, 06 Апреля 2005 К отношениям между Русской православной церковью и Ватиканом обратил сегодня свой взгляд автор публикации в немецкой газете Frankfurter Rundschau. По его мнению, они более чем прохладные, поскольку православные считают, что католики поставили под сомнение их монополию в России. Когда Папа расставался с иконой из своих личных покоев, этот шаг задумывался как жест примирения. Десять лет икона Казанской Божьей матери провисела в покоях Иоанна Павла II. Летом 2004 года икона, которой российские верующие приписывают чудодейственную силу, вернулась на свою родину. Кардинал Вальтер Каспер передал ее 28 августа 2004 года на богослужении в одном из московских соборов. Собственно, Иоанн Павел II хотел передать икону лично, что должно было стать кульминационным моментом его первого визита в Россию. Однако до визита дело не дошло, как и до желанного для Папы сближения между католиками и православными - во всяком случае, теми, что живут на российской земле. Католики и православные официально разделены с 1054 года, когда Папа Лев IX и Патриарх Михаил Керуларий взаимно отлучили друг друга от Церкви. С тех пор две эти ветви христианства все больше отчуждались: в богослужении, в молитвах и даже в календарях. Иоанн Павел II, в основном на последнем десятилетии своего понтификата, пытался добиться согласия Православной церкви на посещение России, расценивая его как первый шаг на пути нового сближения и возможного воссоединения двух Церквей. Но Русская православная церковь видела в Риме, прежде всего, нежелательного конкурента. После падения коммунизма в России было покончено не только с подавлением Православной церкви, но и с подавлением католиков - потомков переселившихся когда-то в Россию немцев, поляков или итальянцев. К неудовольствию православных священников во вновь создаваемых католических общинах собирались не только давние католики, но и молодые россияне, которые предпочли более простые католические ритуалы и зачастую более образованных священников. Сегодня на 143 млн россиян приходится от 600 тысяч до миллиона католиков (по данным официальных структур Римско-католической церкви в России). Когда в феврале 2002 года Ватикан повысил статус четырех своих российских «апостольских администраций» до полноценных епархий во главе с архиепископами, отношения между Церквами снова обострились. Алексий II, глава Русской православной церкви, метал громы и молнии, говоря о Ватикане как об «иностранном правительстве», которое пытается создать «на российской земле» незаконные властные структуры. Как минимум пяти католическим священникам пришлось расстаться с российской визой. В начале декабря 2002 года в некоем правительственном документе Католическая церковь была представлена как угроза для национальной безопасности России. После этого о визите Папы речи уже не шло. Патриарх Алексий II холодно прокомментировал даже возврат иконы Казанской Божьей матери: он, мол, надеется, что Ватикан наконец-то «всерьез хочет вернуться на позиции уважения к нашей Церкви». В конце своего письма с соболезнованиями в адрес Ватикана Алексий выразил надежду, что «начинающаяся новая эпоха в жизни Римско-католической церкви» приведет к улучшению отношений между братскими Церквами, что надо понимать: мол, придет новый Папа, который оставит в неприкосновенности монополию Православной церкви в России. На похоронах Иоанна Павла II Алексия будет представлять митрополит Кирилл, которого Frankfurter Rundschau называет «главным дипломатом» Русской православной церкви. Источник: Мир Религий |