Россия: отношения Москвы и Рима все еще под вопросом Понедельник, 04 Апреля 2005 За конклавом, которому предстоит избрать нового Папу Римского, будут внимательно следить в Москве. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отправил в Рим теплое и в то же время осторожное послание с соболезнованиями. Как и ожидалось, Русскую православную церковь на похоронах Иоанна Павла II будет представлять митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) патриархата. На сегодняшний день он фактически человек номер два в московском патриархате после Алексия II. Митрополит хорошо знает многих кардиналов и с некоторыми, в том числе в Италии, поддерживает добрые личные отношения. Поездка митрополита в Рим будет не только протокольной. Глава ОВЦС будет иметь возможность донести до Римско-католической церкви взгляд Русской церкви на отношения с католиками, которые в последние 15 лет были далеко не безоблачными. Москва обвиняет Рим в проведении политики прозелитизма - то есть переманивания паствы - в России. Кроме того, патриархат утверждает, что православные верующие на Западной Украине подвергаются дискриминации со стороны Греко-католической (так называемой униатской) церкви. Эта традиционная для региона конфессия использует православную обрядность, но признает своим главой Папу Римского. Католики обвинения отвергают. В России, утверждают они, католические миссионеры ведут работу не с православными, а с людьми, не определившимися в вере. «Те, кто приходят к нам, реализуют свое право на свободу выбора вероисповедания, гарантированное конституцией», - не раз заявлял в интервью Би-би-си глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич. «С точки зрения закона все чисто, - возражает представитель ОВЦС МП священник Игорь Выжанов. - Однако католическая церковь называет православную «церковью-сестрой», и в то же время занимается переманиванием людей, которые по своей культурной традиции принадлежат православию». Московский патриархат употребляет термин «каноническая территория», который предполагает, что большинство населения России культурно принадлежит православной традиции, и миссионерскую работу с ним должна вести именно православная церковь. Создание в феврале 2002 года четырех католических епархий на территории России было воспринято Москвой едва ли не как акт невооруженной агрессии со стороны Ватикана. Украинская проблема потенциально еще сложнее. Глава украинских греко-католиков кардинал Гузар рассчитывает переехать из Львова в Киев и надеется получить от папы сан патриарха. Последнее вызывает особенно нервную реакцию в Москве. В Московском патриархате категорически не приемлют идею, что в Киеве, где Русь приняла крещение в 988 году, может оказаться неправославный патриарх. Киев - резиденция главы автономной Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Владимира (Сабодана). Во время прошлогоднего визита в Москву кардинал Вальтер Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству получил недвусмысленное предупреждение от Алексия II: создание греко-католического патриархата в Киеве и переезд туда кардинала Гузара будет рассматриваться Москвой как недружественный акт и может вызвать фактический разрыв любых отношений с Римом. Иоанн Павел II так и не посвятил кардинала Гузара в сан патриарха. Вопрос в том, захочет ли это сделать новый папа? У Москвы всегда было настороженное отношение именно к Иоанну Павлу II. Как поляка, его подозревали в антироссийских настроениях и стремлении обеспечить в будущем подчинение Москвы Риму. Как специалиста по использованию средств массовой информации - в намерении мобилизовать для католической церкви тысячи потенциальных верующих и затмить собою московский патриархат. Как идейный антикоммунист, Папа служил живым укором тем иерархам Русской церкви, кто шел на компромиссы с коммунистической властью. С уходом Иоанна Павла II, как считает значительная часть наблюдателей, ситуация упрощается и для Москвы, и для Рима. Новый папа едва ли будет столь же харизматичным и энергичным, как Кароль Войтыла. Соответствовать критериям, заданным Иоанном Павлом II, который стал одной из эпохальных фигур последнего столетия, новому папе будет практически невозможно. А стало быть, и диалог с ним будет Москва сможет вести в значительно большей степени на равных. Среди тех, кого называют в числе потенциальных кандидатов на папский престол, как минимум два хорошо знают православие и настроены на активный диалог. Это упомянутый ранее кардинал Вальтер Каспер и архиепископ Венский Кристоф Шенборн. Оба могли бы оказаться удобными партнерами для Москвы, особенно Шенборн. Однако венский кардинал еще весьма молод, ему 60 лет, а возраст следующего папы, как предполагают, будет не менее 70 лет - кардиналы не хотят еще одного рекордно долгого понтификата. 72-летний Каспер, блестящий теолог, обладает как пастырским, так и дипломатическим опытом. Однако многие считают его взгляды чересчур либеральными. В числе потенциально заинтересованных в налаживании контактов с православием называют и некоторых других кардиналов, например архиепископа Тегусигальпы (Гондурас) Оскара Андреса Родригеса Марадиагу. Впрочем, вполне возможно, что конклав изберет папу, для которого отношения с православием не будут приоритетом. Хотя многие считают, что Алексий II с большей готовностью пойдет на встречу с новым папой и даже, при определенных обстоятельствах, снимет возражения по поводу папского визита в Россию, предстоятелю Русской православной церкви тоже придется нелегко. Любые контакты с инославными вызывают резкую реакцию фундаменталистских элементов Русской церкви, с подозрением относящихся к линии патриарха Алексия на поддержание контактов с другими конфессиями. Проблема в том, что ультраконсерваторы, не будучи большинством, по своей активности превосходят все другие группировки в Русской православной церкви и могут создать для патриарха множество нежелательных проблем. И Москве, и Риму в эпоху нового понтификата придется решать старые проблемы. И фактически только желание или нежелание двух людей - папы и патриарха - пойти навстречу друг другу будет определять, появится ли шанс сделать диалог Московского патриархата и Святого престола более или менее продуктивным, пишет Константин Эггерт (Би-би-си, Москва). Источник: BBCRussian.com |