Декабрь 2004 Россия: Алексий II обратился с напутствием к христианской молодежи Европы… Китай: священник арестован во время рождественской мессы… Азия: масштабы трагедии - около миллиона пострадавших… Англия: страна идет навстречу полигамным бракам… Америка: учителя математики уволили за проповедь о Боге… Италия: богослов, отрицающий божественность Христа, продолжит преподавать… Иран: взгляд на положение христиан в исламской стране…
| Иран: взгляд на положение христиан в исламской стране Вторник, 28 Декабря 2004 Иран официально является «исламской республикой», но среди приблизительно 66 млн. населения этой страны есть небольшое по численности, но значительное христианское меньшинство. Большинство иранских христиан - этнические армяне и ассирийцы, которые достаточно свободны в исповедании своей веры. Утверждают, что в последние годы растет число протестантов и евангельских христиан. Но их ситуация сложнее. Корреспондент РС Гольноз Эсфандари делится своими впечатлениями о ситуации с христианами в Иране. Христиане, армяне и ассирийцы веками живут на территории современного Ирана. Например, один из самых известных иранских певцов, Виген, был по происхождению армянин. Его любили все иранцы, невзирая на принадлежность к религиозному меньшинству. Недавно он скончался, но для иранцев по-прежнему остается легендой. Число христиан в самой большой христианской общине - армянской - в 1979 году, накануне исламской революции, составляло около 300 000 человек. В последнее время численность их снизилась, но армяне-христиане остаются важным фактором в стране с точки зрения культурной значимости. «Четырехсотлетняя история армянской общины в Иране являет собой, пожалуй, ярчайший пример религиозной толерантности и мирного сосуществования, даже в то время, когда Иран находился в международной изоляции, - говорит Мардо Сагом, директор персидских программ РС армяно-иранского происхождения. - В XX столетии по мере модернизации страны армянская община также развивалась культурно и экономически. После исламской революции различные трудности и ограничения коснулись населения в целом, и, естественно затронули и армянскую общину. Но, несмотря на некоторые ограничения и даже проявления дискриминации, в целом права нашей общины охраняются». У иранских армян два места в парламенте, однако они продолжают сталкиваться с культурными, общественными и административными проблемами. Так армяне сталкиваются с проявлениями дискриминации при поиске работы, ощущается и нехватка учителей в армянских школах. Ассирийское население Ирана составляет около 10 000 человек, оно представлено в парламенте одним депутатом. В стране есть также небольшое число католиков, и динамично растущая протестантская община. Новым явлением в последнее время стало возрастающее количество иранцев, мусульман по рождению, переходящих в христианство. Исса Дибадж - сын преподобного Хасана Дибаджа, обратившегося в христианство мусульманина, который был предан суду и, как предполагают, в 1994 году был убит в заключении. Исса Дибадж покинул Иран пять лет назад и ныне проживает в Великобритании. «Есть еще одна христианская группа в Иране, - говорит Исса Дибадж, - о которой мало что известно. Это мусульмане-иранцы, перешедшие в христианство. Их число растет день ото дня, можно предположить, что их около 100 тысяч. Точное же количество вряд ли кому-нибудь известно». Такие новообращенные христиане подвергают свою жизнь в Иране серьезному риску, ибо по законам шариата, которые действуют в Иране, мусульмане, обратившиеся в другую веру, могут быть подвергнуты смертной казни. Хотя в последние годы власти стараются ограничивать сферу применения смертной казни, в то же время они всячески ограничивают возможную прозелитическую деятельность со стороны христиан. Очень многие церкви были закрыты, и, по имеющейся информации, власти оказывают давление прежде всего на протестантов-евангелистов с тем, чтобы они не привлекали в свои ряды мусульман и даже не позволяли им просто посещать церковные службы. В сентябре 1985 года 85 членов пятидесятнической «Ассамблеи Бога» были арестованы во время общенациональной конференции. Один из них по-прежнему остается в заключении. Исса Дибадж говорит, что, несмотря на все сложности, в стране растет интерес к христианству. «Иранцы видят, что тот порядок, который был установлен именем ислама, не принес им ничего, кроме вражды, войн, ненависти и убийств. В то же время они видят, что послание Иисуса - это послание любви. И оно приходит к иранцам через спутниковые каналы, или через их христианских друзей. Иранцы - народ очень любознательный, их интересует все вокруг. Они хотят знать больше о различных культурах, идеях и религиях. Я помню, что в годы моей учебы в университете у меня были друзья, побывавшие в плену во время ирано-иракской войны, они живо интересовались моей религией, и многим из них я дал Библию». Иранские христиане отмечают Рождество так же, как и большинство их единоверцев в мире. Они наряжают елки, обмениваются подарками, посещают богослужения. Армяне и ассирийцы празднуют наступление Рождества 6 января, все остальные иранские христиане Ирана - 24 декабря. Ведь согласно традиции, Персия - это родина трех мудрецов-волхвов, поклонившихся Младенцу Иисусу после рождения. Некоторые считают, что они принадлежали к сословию магов. (Гольназ Эсфандари, Радио «Свобода», 23 декабря 2004 г., перевод «Портала-Credo.Ru») Источник: Портал-Кредо |