Сентябрь 2004 Россия: в Биробиджане открыли памятник Шолом-Алейхему… Греция: разбился вертолет, перевозивший Патриарха Александрийского Петра VII… Ирак: в Багдаде взорвана самая большая христианская церковь…
| Россия: в Биробиджане открыли памятник Шолом-Алейхему Воскресенье, 12 Сентября 2004 Классик еврейской литературы Соломон Рабинович, больше известный миру под псевдонимом Шолом-Алейхем, никогда в Биробиджане не был. Он умер в 1916 году, задолго до начала переселения евреев на российский Дальний Восток. Тем не менее, в пятницу писателю открыли памятник в Биробиджане, административном центре Еврейской автономной области (ЕАО), которая празднует в эти дни свое 70-летие. Сидящий в кресле на высоком постаменте Шолом-Алейхем смотрит на носящую его имя улицу, главную в городе. Сорвав с памятника белый покров, почетные и остальные гости в сопровождении сотни-другой жителей Биробиджана перешли на несколько кварталов к западу и остановились у только что построенного здания синагоги. Когда ведущий церемонии открытия предложил перерезать ленточку специально прилетевшему для этого за семь тысяч километров от Москвы главному раввину России Берл Лазару и губернатору ЕАО Николаю Волкову, случилась небольшая заминка. Русский по национальности губернатор стоял на 25-градусной жаре в костюме и галстуке, но без головного убора. По еврейским же традициям мужчина с непокрытой головой в синагогу входить не должен. Однако достаточно быстро нашелся доброжелатель, протянувший губернатору белую праздничную кипу. Надевая ее, Волков спросил собравшихся: «Как вы думаете, пойдет?», вызвав аплодисменты собравшихся. Подобные вопросы - пойдет ли кипа, какого цвета она должна быть в той или иной ситуации и чем она отличается от широкополой хасидской шляпы, как и другие вопросы иудаизма в частности и еврейства в целом волнуют сегодня в Биробиджане многих, причем вне зависимости от национальной принадлежности. С одной стороны, область зовется Еврейской, но с другой - 70 лет назад осваивать эти земли приезжали самые разные люди - русские и украинцы, евреи и белоруссы, татары и литовцы. Но откуда бы ни приезжали энтузиасты-первостроители, всем им пришлось неcладко. И дело не только в тяжелейших бытовых условиях и огромном количестве гнуса в заболоченной тайге. Уже в 1937-м, то есть через три года после учреждения еврейской автономии, начались сталинские репрессии, за которыми последовали десятилетия менее жесткой, но достаточно последовательно проводившейся политики государственного антисемитизма. Все что было еврейского в этот период в Еврейской автономной области - это выходившая на идише газета, которую почти никто не умел читать, говорившее по часу в день на идише радио, которое мало кто слушал, да национальный колорит, носителями которого служили еврейские бабушки у подъездов и «Семь сорок», под которую отплясывали на свадьбах. Неудивительно поэтому, что многие в Биробиджане до сих пор мезузу называют медузой, а кипу - тюбетейкой. Неудивительно, что вывески и транспаранты на улицах города написаны на странной смеси стилизации букв под ижицу и идиш. Говорят даже, что как-то один биробиджанец убеждал сомневавшихся: «Вы что, не верите, что я чту шабат? Да как вы можете, вот вам крест!» Но, кажется, ситуация понемногу меняется, и вот уже в городе открыта первая в регионе синагога, построенная по всем канонам иудаизма (а при ней воскресная школа и благотворительная столовая для малоимущих), а Берл Лазар называет главу здешней администрации «нашим любимым губернатором». И все пытаются узнать, сколько же - с учетом переселенцев и репрессированных, уехавших в Израиль и вернувшихся обратно - в Еврейской автономной области осталось евреев. Если верить статистике, то совсем немного: в городе около 4%, а в области и того меньше - 1%. Но верят далеко не все. Один из сомневающихся - Сергей Лесков, высокопоставленный чиновник областной администрации. «Посмотрите на нас, и вы поймете, какая здесь может быть статистика, - говорит он. - Моя фамилия Лесков. Вроде русская фамилия. Да и имя - Сергей Петрович. Но бабушка моя Левина, так вот. И таких очень много, ассимилированных. Так что не зря у нашего города такой колорит, колорит, который присутствует только в двух городах бывшего Советского Союза. Это, естественно, Биробиджан, ну и, конечно, Одесса». Но даже Одесса не может похвастать подарком, который получил Биробиджан в преддверии юбилея. Этим летом приехала в город семья из Киргизии, тщетно пытавшаяся зачать наследника. Уже здесь узнали, что жена беременна - и здесь же решили рожать. В начале сентября, буквально неделю назад, в местном роддоме на свет появился здоровый малыш, которого счастливые родители решили назвать именем города, в котором сбылась их мечта. Так что живет теперь на свете и подрастает человек по имени Биробиджан Касаров. Жители области надеются, что счастливая судьба ждет обоих тезок. Источник: ВВС |