Июль 2004 Россия: история отказов от паспорта… Англия: судя по останкам, британские монахи были толстяками… Америка: президент обвинил кубинского лидера в сознательном развитии проституции… Палестина: пятнадцатилетний мальчик мечтал стать смертником…
| Россия: история отказов от паспорта Суббота, 17 Июля 2004 Первые упоминания о случаях массового отказа от паспортизации относятся к оброчным крестьянам, жившим на окраинах Российской империи, и городским низам. «Мы верим, что с момента огосударствления большинства Церквей, насильственно подчиненных языческой по духу и сути империи и централизованной т.н. «вселенской» Церкви, - говорили наставники духовных христиан, - взаимодействие с государством становится невозможным». По некоторым данным, более ста тысяч верующих Духовных христиан предпочли «бегать» от паспорта, выдаваемого властью, «отвергшей Церковь первохристиан». Духовные христиане, известные как христоверы (христовцы), духоборы и молокане, испытывали такую неприязнь к власти, что предпочитали подвергнуться высылке и гонениям, чем принять ее документ. Преследования, которым они подверглись за отказ от оружия и службы в армии, привлекли внимание британских квакеров, с помощью которых тысячи духоборских семей были вывезены из России на Кипр и в Канаду. Во множестве бродившие по стране «христы» и «богородицы» также обычно жили без паспорта. Из числа старообрядцев наибольшее упорство в противостоянии «бесовской» власти проявили беспоповцы, зачастую избиравшие отшельнический образ жизни, где паспорт фактически не был нужен. Вплоть до 1907 года, когда после Указа о веротерпимости для нелегалов стало возможным объявлять свое вероисповедание, необходимое для заполнения документа, большинство из приверженцев вышеупомянутых движений проживали без паспорта. 2. Советский Союз. В советское время от паспорта отказывались представители наиболее серьезно преданных «подпольному» образу жизни религиозных течений. Христоверы в советское время преследовались как изуверская секта. Поэтому часть из них скрытно проживала в достаточно обеспеченных продовольствием Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Ростовской областях, а также Краснодарском и Ставропольском краях, при поддержке легализованных братьев и сестер. То же самое произошло с отделившимися от них скопцами и молчальниками. Вынуждены были жить без документов группы ушедших в «катакомбы» истинно-православных христиан, сведения о поимке которых просачивались в советскую прессу. Из-за жестоких преследований скрывались представители ряда незарегистрированных протестантских организаций - адвентистов-реформистов, общин Совета церквей Евангельских христиан-баптистов, субботников. Из наиболее известных в постсоветское время стоит вспомнить о группе, именующей себя «Православное Общество Ревнителей истинного благочестия» (община Петра). По словам самого Петра, он сжег свой советский паспорт еще в 1980-е. Некоторые из его последователей также жили без советского паспорта. 3. Российская Федерация. В связи с отказом от советских традиций, обмен советских паспортов на российские у тех из верующих (например, истинно-православных христиан), кто принципиально отказывался от «большевистского» документа, вызвал положительный отклик. Хотя, по имеющимся сведениям, некоторые верующие не смогли получить новый паспорт из-за длительного проживания на положении БОМЖей. Для тех, кто придавал негативное значение мирским документам вообще, новый паспорт также оказался непривлекателен. Как известно, старообрядка Агафья Лыкова отказалась и от паспорта РФ. В то же время отмечены новые движения, члены которых относят себя к православным. Используя опубликованные в листовках и Интернете руководящие указания движения «против ИНН», члены этих движений отказываются получать российский паспорт. По их мнению, темная полоска, заметная на просвет за фотографией - это и есть «код Антихриста», а узоры вокруг цифрового обозначения страниц паспорта скрывают число 666. Эти движения обычно связаны с определенными наставниками (младостарцами), которые приобрели популярность в постсоветские годы за счет проповедей против штрих-кода (непривычного для советского человека международного обозначения производителя и цены товара), телевизора и мистического «вселенского» компьютера, находящегося где-то в Женеве или другом городе, являющемся «гнездом» ряда международных организаций. На фоне распространившегося страха перед связанной с полным отходом от советских традиций (цензура, монополия на производство и др.) модернизацией и любыми технологическими новшествами, пришедшими с Запада, проповедь против нового паспорта нашла достаточно сторонников. Впрочем, их нельзя считать настолько же последовательными в вере, какими были духовные христиане и старообрядцы-беспоповцы. Известно, что некоторые монахини Серафимовского монастыря в Удмуртии успели получить российские паспорта, но отдали их старшей сестре, которая сдала эти паспорта в сельсовет под предлогом массового отказа от «бесовского» документа. Некоторые прихожане церкви во имя иконы Божией Матери «Умиление» в г. Асбесте Свердловской области сдали новые паспорта, узнав от священника о «дьявольских знаках». Другие православные обращаются к выпустившей новый паспорт светской власти с предложением исправить документ, как будто власть может остановить «приход Антихриста». С другой стороны, ряд епархиальных руководителей использовал полемику вокруг строки «личный код» в паспорте для утверждения собственного влияния на власть. В частности, епархиальный совет Белгородской и Старооскольской епархии даже послал «наказ» президенту Российской Федерации Владимиру Путину, на основе которого было выработано обращение к Президенту уже светских властей Белгородчины, а именно от лица депутатов Белгородской областной думы. При этом сами депутаты от нового паспорта, естественно, не отказались. Верующие Асбеста обратились с заявлением относительно нового паспорта к депутатам Государственной Думы РФ с предложением переделать его. Выступившие в мае 2004 года с заявлением в адрес Госдумы Астраханской области православные верующие не отвергают советский паспорт. «Общеизвестно, что паспорт гражданина СССР никем не отменен, срок его действия нигде не установлен, а лишь предложено МВД РФ осуществить поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ», отмечают они в своем обращении. Внутри Православной Церкви нет единой точки зрения по этому вопросу. «Сама по себе ситуация, в которой человек не называет себя своим крещальным именем, не есть ситуация вероотступничества. Нет оснований утверждать, будто «идентификационный номер лишает человека имени». Ничто не мешает человеку в одной ситуации называть себя по церковному имени, а в другой - по фамилии, в одном месте упомянуть свою должность, а в другой - номер, под которым хранится информация о его жизни», - пишет диакон Андрей Кураев. «При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию», отмечает архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Какие-либо организованные движения вне православной традиции, отказывающиеся от паспорта, неизвестны. Отметим лишь, что в связи с существующим с конца 1980-х интересом к разного рода эсхатологическим теориям и идеям «русского космизма» (нередко подкрепленным высказываниями влиятельных политиков), члены ряда небольших групп, ведущие, фактически, отшельнический образ жизни, также отказались от паспортного обмена. В это число не входят зарегистрированные организации вроде виссарионовцев, заключившие своего рода пакт «о сотрудничестве» с властью, а также те группы, где нет отрицания службы в армии. Однако в силу краткости срока существования этих групп и малоизвестности их наставников, дать оценки их численности пока не представляется возможным. Источник: Портал-Кредо |