Январь 2004 Россия: состоялась презентация книги «Искушения наших дней. В защиту церковного единства»… Россия: солдатские матери считают закон об альтернативной службе не конституционным… Ирак: исламисты расстреляли в новогоднюю ночь христиан-торговцев спиртным…
| Россия: состоялась презентация книги «Искушения наших дней. В защиту церковного единства» Суббота, 03 Января 2004 30 декабря 2003 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатасостоялась презентация книги «Искушения наших дней. В защиту церковного единства», только что увидевшей свет по благословению Патриарха Алексия II в издательстве «Даниловский благовестник», сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. В книге впервые на столь обширном фактическом материале с богословских общецерковных позиций рассматриваются многоразличные соблазны, искушения, суеверия, ложномудрствования в духовной сфере, получившие распространение в наши дни в околоцерковной среде и даже в самой ограде церковной. Проведение презентации возглавили председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), выступившие перед собравшимися и ответившие на их многочисленные вопросы. Представляя издание, архимандрит Алексий отметил, что в данной книге современных церковных авторов, чьи статьи базируются на основе учения святых Отцов Церкви, большое внимание уделяется таким явлениям духовной прелести, как младостарчество, самочинные канонизации, а такжерассматриваются различные аспекты темы церковного послушания. «Не всякий учащий о Боге истинно проповедует Его, и не всякая видимость благочестия есть путь ко спасению», - напомнил он. «Одной из проблем церковной жизни является встречающаяся болезненная религиозность, духовная прелесть, - подчеркнул в своем выступлении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Причина этого явления одна: в течение долгих десятилетий мы жили в условиях господства атеистической идеологии, и за очень короткое время в России сформировалось общество, в котором религия находится не на периферии, а в центре общественной жизни. Однако смена идеалов не может проходить безболезненно и беспроблемно. Приведу пример из другой сферы человеческой жизни: спортсмен, который готовится к турниру по тяжелой атлетике, должен нагружать свои мышцы постепенно, чтобы не надорваться, когда придет время брать большой вес. Так и в духовной жизни - неподготовленному человеку не по силам в одночасье сделаться подвижником, подобный подвиг требует постоянного, но постепенного возрастания человека в Духе и Истине. Святые отцы предупреждают нас о том, насколько опасна духовная прелесть для нравственного здоровья человека. Есть похоть плотская, а есть похоть духа. И многие наши соотечественники и единоверцы совершили столь стремительный переход от атеизма к вере, что утратили духовнуюцелостность, «надорвались» в духовном смысле. Не думаю, что такое прискорбное явление современной церковной жизни, как младостарчество, проистекает из чьего-то злого умысла или является каким-то заговором против Церкви. Скорее, речь идет о другом: не все пастыри оказались духовно и интеллектуально состоятельны для того, чтобы понести принятое на себя бремя. Вхождение в православную жизнь должно быть постепенным, разумным, соразмерным возможностям человека. Этой мудрости нас учит православная аскетика. Радикализм - а именно радикализм представляет ныне угрозу церковному единству - является ответом на некую внутреннюю неудовлетворенность. Человек был атеистом, а потом обратился к вере. Он ждет чуда: раньше он жил без Бога, а теперь в сердце его воцарился Господь, и вот человек пассивно ожидает, что эта новая реальность проявится в обновлении его духовных и физических сил. Однако с течением времени такой человек замечает, что никаких особых перемен в его жизни не происходит. Можно, конечно, проанализировать ситуацию и понять, что необходима спокойная, вдумчивая и последовательно работа над собой. А можно вместо этого устремиться напоиски внешних «врагов» и все свои нерастраченные силы направить на борьбу с ними: Все это говорит об отсутствии в таких людях духовного трезвения, способности видеть свои грехи. Если с принятием веры в Господа для тебя ничего не переменилось, то следует не утверждать себя в поисках и разоблачении мнимых «врагов» твоей веры, не создавать политические партии и бежать спасать весь мир, а начать менять что-то в себе самом. Это гораздо более ответственное и трудное дело, ибо с другим человеком легче бороться, чем со своим «Я». «Различные духовные недуги, радикальные настроения, получившие распространение среди части прихожан, - это признак неблагополучия не только личности но и в известном смысле всего общества», - считает митрополит Кирилл. Председатель ОВЦС МП назвал весьма своевременным выход книги «Искушения наших дней. В защиту церковного единства». Он выразил мнение, что Церковь и общество в России выходят из периода духовной нестабильности: «Все больше в Церкви появляется трезвомыслящих, спокойных, уравновешенных людей, которые понимают, что быть верующим - значит иметь христианскую мотивацию свих поступков, а не демонстрировать внешние атрибуты принадлежности к Церкви. Для все большего числа людей Православие - это не лубочные картинки и сусальное золото, а образ жизни. То, что в Церковь приходит все больше молодых, современных людей с активной жизненной позицией, говорит о том, что в церковной ограде они не только находят поддержку и помощь, но и имеют возможностьдуховной самореализации. Надеюсь, что этот процесс будет только нарастать. Дай Бог, чтобы искажения нашей церковной и общественной жизни были преодолены как можно быстрее». Источник: Портал-Кредо |