Россия: Саровские торжества - праздник равноудаленности Суббота, 02 Августа 2003 Саровские торжества прошли достаточно торжественно и приметно для общества. Поэтому можно говорить об их успехе. Но вот тем, ради чего они задумывались, - праздником «возрождения симфонии» между Церковью и государством, они не стали. Скорее уж наоборот - получился праздник равноудаленности. Подобный результат отнюдь не был предрешен. Очевидно, что изначально торжества в Сарове задумывались как нечто большее. Иначе к чему вообще был такой размах подготовки к значительной, но все же внутрицерковной дате, - 100-летию канонизации преп. Серафима? С самого начала очевиден был мемориальный характер торжеств, увязанный с поразительно тесным единением власти и Церкви в период царствования св. Императора Николая Александровича, который лично внес огромный вклад в подготовку канонизации преподобного старца. Подготовка к торжествам началась на высшем (президентском и патриаршем) уровне еще за год до события и несколько раз обсуждалась на встречах государственного лидера и церковного предстоятеля. Патриарх Алексий II, очевидно, также готовился к чему-то большему, чем то, что реально произошло. Обычно чутко улавливающий настроения Кремля, он на сей раз сделал программное политическое заявление: «100 лет назад здесь со множеством народа молился император Николай Александрович. Промыслом Божиим через 100 лет Саров встречает здесь президента России Владимира Владимировича Путина... Это торжество является символом единения Церкви, народа и власти». И вот здесь всех, от журналистов до, видимо, самого Патриарха, ждало разочарование. Путин никаких встречных жестов и заявлений не сделал и от единения явно уклонился. Приложился к мощам, посетил отреставрированную келью преп. Серафима и отметил, что у него в детстве были такие же ручные половички, а выступая на церемонии благословения крестного хода сделал заявление, которое должно было уронить настроение всем проникнутым хотя бы мало-мальским православным энтузиазмом. Вот полный (!) текст этой речи, которая несомненно войдет в анналы в виду своей лаконичности (особенно если сравнить с объемом текста, проговаривавшимся Путиным в его недавних публичных выступлениях «без бумажки»): «Ваше Святейшество! Уважаемые гости! Дорогие друзья! От всего сердца поздравляю вас с большим праздником для всего православного мира - 100-летием канонизации преподобного Серафима Саровского. Россия знает много ярких подвигов служения Богу, служения своему народу и Отечеству. Жизнь Серафима Саровского является одним из наиболее ярких примеров такого подвига. Сегодняшний праздник стал возможен благодаря возрождению в стране духовной и религиозной свободы. В России высоко ценят вклад всех конфессий нашей страны в дело укрепления Российской государственности, в укрепление согласия между народами многонациональной России, в дело укрепления нравственных основ нашей жизни. Сегодня праздник не только православных россиян, но и всего православного мира. Желаю счастья, мира и благополучия!» Даже Ельцин в подобных случаях был более щедр на православную риторику и стеснялся совсем уж либерально-секулярных штампов. «Все конфессии», «возрождение свободы» - это явно не то, чего ждали и хотели от Путина в Сарове. И Путин это прекрасно понимал. Поэтому дистанцирование оказалось жестким и совершенно сознательным. Особенно это стало очевидным, когда, через несколько часов, на встрече с ядерщиками, к президенту вернулся дар речи - он говорил много, подробно и сделал целый ряд важных политических заявлений по поводу российских ядерных сил и оборонной политики. Остается только гадать - почему Путин настолько неожиданно поменял «формат» торжества и превратил то, что еще за год планировалось как праздник симфонии, в торжество равноудаленности. Идет ли речь о повороте государственной политики? Или же РПЦ МП именно в последнее время чем-то накликала немилость главы государства? Кто-то вспомнит внедрявшийся одно время в сознание тезис об РПЦ МП как о «коллективном олигархе» и предположит, что подобное поведение Путина - распространение антиолигархической кампании и на Церковь. Кто-то, возможно, увидит в этом козни какого-нибудь из многочисленных «лобби» вокруг президента… Но для верующих-государственников разочарование несомненно, а для церковников и чиновников несомненен неприятный сюрприз - никто ведь даже не успел подготовиться к очередной «смене курса». У всех чиновников рангом ниже президента - речи совершенно не «равноудаленные», напротив, они предельно «симпатичны». И вдруг, такой разворот на ровном месте. Стоять на месте Николая II Путин явно отказывается… Источник: Портал-Кредо |