Сделать стартовой cтраницей   Добавить страницу в закладки Сегодня: 26 апреля 2024г от Р.Х. 
Светильник - живые христианские ссылки
…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Евангелие Луки 19:10)

Комментарий: Иисус приходит в Иерихон и проходит через город. В это время главный сборщик податей, по имени Закхей, богатый человек, желает видеть Иисуса. Но Господа окружает большая толпа… далееКомментарии.

 

Поиск в каталоге

 Новости отовсюду

Апрель 2006
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Россия: Алексий II считает актуальным использование Интернета для проповеди…
Россия: Всеволод Чаплин обвиняет в тоталитаризме группу критиков церковного подхода к правам человека…
Россия: студенты МГИМО обсуждали проблемы воссоединения Русской Церкви…
Россия: что приводит успешных и состоятельных людей в церковь - вера, страх смерти, традиция или мода?
Пресса: самый консервативный из кардиналов показал себя самым свободомыслящим из Пап…

Россия: студенты МГИМО обсуждали проблемы воссоединения Русской Церкви

Суббота, 29 Апреля 2006
Студенческий семинар «Единство русского общества - единство Русской Церкви» состоялся 27 апреля в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Инициатором мероприятия стал институтский центр «Церковь и международные отношения» и редколлегия православного общественно-политического журнала молодежи России и русского зарубежья «Мы». Участники семинара - студенты разных факультетов МГИМО и МГУ, задались целью обсудить различные аспекты процесса воссоединения Русской Церкви накануне IV Всезарубежного собора, который пройдет в первой половине мая с.г. в Сан-Франциско.

Для участия в обсуждении студенты пригласили экспертов - профессоров МГИМО Андрея Зубова и Валентина Печатнова, а также ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина. Приглашенные сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского патриархата на семинар не приехали. Семинар вел студент МГИМО Варфоломей Базанов, имеющий духовное образование.

В своих кратких докладах студенты анализировали причины разделения Церкви, препятствия на пути воссоединения и варианты их преодоления. Так, Иван Синягин считает, что в последние годы сделано уже достаточно много для устранения формальных причин разделения Церкви -- это делает воссоединение вполне возможным. Объединившись, две ветви Русской Церкви смогут вместе прийти к осмыслению главного греха ХХ века - греха допущения в России богоборчества и государственного атеизма -- и вместе покаяться «перед Богом, а не друг перед другом». Докладчик тут же получил вопрос о так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., связанную с поворотом в церковной политике в сторону лояльности к советской власти. Это до сих пор, особенно противниками воссоединения, считается главной и неустраненной причиной разделения Церкви. И. Синягин отметил, что сейчас этот вопрос отступил на второй план и не может быть поставлен в центр обсуждения: Московский патриархат, приняв в 2000 г. на Архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ», где определены церковно-государственные отношения, фактически отказался от Декларации митрополита Сергия.

Главный редактор журнала «Мы» Николай Бобринский подробно рассмотрел всю историю разделения Русской Церкви, подчеркнув, что это событие не похоже ни на какие прежде бывшие в истории церковные расколы: разделение не затрагивало вероучение, догматические вопросы, и было связано лишь с пониманием допустимых компромиссов в церковно-государственных отношениях. В докладе была проанализирована позиция митрополита Сергия, который, находясь в «чрезвычайной должности» заместителя местоблюстителя Патриаршего престола, понимал свои полномочия слишком широко и навязывал свою позицию всем архиереям. Та зависимость от государства, которая так связала Церковь в СССР, привела к фактическому отказу от мученического пути, считает выступавший. Однако репрессии безбожной власти и после 1927 г. дали Русской Церкви целый сонм новомучеников и исповедников.

Об особенностях подготовки канонизации в РПЦЗ и в Московском патриархате рассказала Любовь Пасякина. Она привела примеры мучеников, как поддерживавших «сергианство», так и выступавших против него - эти святые канонизированы в обеих частях Церкви (священномученики Иларион Троицкий и Кирилл Казанский). Это, по мнению выступавшей, является мистической основой воссоединения, «примиряет, снимает разногласия» на мистическом уровне.

По мнению другой докладчицы - Людмилы Захаровой, почти все главные препятствия на пути воссоединения уже преодолены: Декларация митрополита Сергия не разделяется Московским патриархатом, новомученики канонизированы, «снята острота» вопроса об экуменизме (в связи с фактическим «явным снижением активности» Московского патриархата в экуменических организациях). Имущественные споры урегулированы в ходе заседаний совместных комиссий. Остается нерешенным сложный вопрос о существовании параллельных приходов РПЦ и РПЦЗ, но несомненный для докладчицы «успешный диалог» между двумя сторонами переговорного процесса позволяет надеяться на решение и этого вопроса. «Ризы церковные были разодраны, но Тело Христово осталось цельным, у нас одна Евхаристическая Чаша», подчеркнула Л. Захарова и выразила надежду, что препятствия будут преодолены в духе «братской любви и единения».

Как преодолеть канонические проблемы в случае чаемого воссоединения? Предположениями на этот счет поделился Виктор Аверков. В единой Церкви будет невозможным существование параллельных приходов и епархий, поэтому оптимальным ему представляется временное преобразование их в викариатства Московского патриархата, которые через несколько десятков лет могут превратиться в митрополичьи округа. Приходы РПЦЗ на территории России могут в переходный период находиться в непосредственном подчинении Патриарха Московского. Окончательное устроение воссоединенной Церкви должен утвердить Поместный собор - первый свободный Собор после Собора 1917-1918 гг. - докладчик от лица друзей и коллег выразил надежду на его созыв. В. Аверков убежден, что, если «мы исполним долг воссоединения», это даст дополнительные и огромные возможности для возобновления всемирной миссии России - «нести православие всему миру».

Профессор Андрей Зубов разъяснил, что в ходе переговоров было принято «мудрое решение» -- пока снять вопрос о каноническом устройстве приходов и вновь поставить его уже после объединения, на общем Архиерейском соборе единой Церкви.

Все доклады активно обсуждались, по некоторым вопросам мнения не совпадали и уточнялись. В ходе семинара участники касались и актуальных современных тем. Так, при обсуждении канонических вопросов студенты выразили сомнение в канонической правильности прещений в отношении о. Сергия Таратухина, который был запрещен в служении, а потом и лишен сана за отказ освятить колонию в Краснокаменске, где находится М. Ходорковский. Где проходит грань между прещениями по каноническим или по политическим мотивам - это было важно понять участникам семинара в свете решений Поместного собора 1917-1918 гг. о церковном суде и в связи с упоминанием о запретах, которым подверг митрополит Сергий в 1934 г. служителей РПЦЗ.

Сергей Чапнин Эксперты активно участвовали в обсуждении докладов. В заключение семинара студенты выслушали их резюме. Так, говоря о грядущем воссоединении, Сергей Чапнин отметил, что «объединиться за счет прошлого мы не сможем», что надо сосредоточиться на «будущем православия в современном мире», рассматривая его в эсхатологической перспективе. С этой точки зрения вряд ли стоит «решать» все взаимные проблемы между двумя церковными ветвями, но их возможно «снять» через взаимное покаяние. По его мнению, главное - не забывать, что в центре нашего общего исповедания находится Таинство Евхаристии, и у Чаши «мы все равно все вместе». Процесс диалога двух частей Русской Церкви позволяет им «поддерживать и обогащать друг друга». В перспективе это, безусловно, открывает возможности для новой проповеди, подчеркнул С. Чапнин.

Профессор Валентин Печатнов, читающий в МГИМО курс истории Церкви, выразил удовлетворение, что студенты не богословского вуза «всерьез задумались о единстве Русской Церкви», занялись изучением церковной истории, богословия, канонического права. По словам В. Печатнова, процесс воссоединения позволит Зарубежной Церкви преодолеть «обособленность, закрытость», а Московскому патриархату - «отказаться от наследия советского прошлого».

Справка. Православный общественно-политический журнал молодежи России и Русского Зарубежья «Мы в России и Зарубежье» был основан в 1938 г. в Белграде и возобновлен несколько лет назад силами молодых людей - студентов светских и православных учебных заведений России и Зарубежья. Главный редактор - студент МГИМО Николай Бобринский. Примечательно, что издание имеет двойное благословение - Патриарха Алексия II и первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, а в попечительский совет входят священнослужители трех юрисдикций: протоиерей Георгий Бреев (Московский патриархат), протоиерей Николай Артемов (РПЦЗ) и протоиерей Николай Ребиндер (архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха)). Журнал видит своей целью объединение молодежи России и Русского Зарубежья на началах христианской гражданственности.

Источник: Благовест-инфо

 
 Баннерики   



Добавь свой
баннерик



Христианская веб-студия
«Хорошие Новости»
© 1999—2016
О проекте · Поддержать · Контакт
Хостинг предоставлен
.masterhost

Rambler`s Top100 Service TopList Чистый интернет - logoSlovo.RU Рейтинг от сайта uucyc.net