Январь 2005 Россия: в Санкт-Петербурге состоится крестный ход православных трезвенников… Новый год: люди молились о жертвах стихии… Пакистан: исламисты требовали запретить празднование Нового года… Святки во всем мире: странная смесь язычества и христианства…
| Святки во всем мире: странная смесь язычества и христианства Суббота, 01 Января 2005 Святки, святые вечера - так издавна называют в России дни празднества и веселья, посвященные празднику Рождества Христова. По новому стилю святки длятся с 7 по 19 января, то есть с Рождества до Крещения. В Англии и Японии, в Финляндии и Австралии по-своему отмечают зимние праздники, но в чем-то традиции разных стран схожи. И не удивительно, ведь гадания, игры, приметы и другие рождественские обычаи уходят своими корнями в глубокую древность. Переодевание победить не удалось В Польше, Белоруссии и на Украине многие праздники известны под именем святок (swiatki), как, например, Зеленые святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому можно предположить, что само название, так же как и большая часть народных игр перешла на север с юга и запада России. Там же святки называют Колядою, Каледою. Это название сходно с римским «kalendae», происходящим от греческого глагола, означающего «сзывать». История говорит, что обычай святок существовал в Римской империи, в Египте, и у греков. Например, египетские жрецы, празднуя возрождение Озириса, надевали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам и ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и в Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались священными. Подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев и монголов. У римлян эти праздники назывались днями солнца. Константин Великий, Тертулиан, Иоанн Златоуст напрасно восставали против святочных волхований и безумных игр (календ) - обычаи гадать и наряжаться остались, хотя и в измененной форме. Даже Петр I наряжал своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих на святки ходил с ними по боярским домам славить Христа. Известно, что Moиceй, как истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, запрещал поклонение идолам и переодевание, которым занимались египетские жрецы. Валсамон, патриарх XII века писал, что не смотря на запрет со стороны церкви, на Западе люди продолжали наряжаться в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, животных и чудовищ, кроме того, они представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобные сюжеты. Во время сближения России с Византийским двором святочные обычаи, как и многие другие, перешли в нашу страну. Это связано и с тем, что в качестве телохранителей при дворе византийских императоров находилось много русских. На Руси не было ни одного празднования, которое сопровождалось бы таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет. Святки представляют собой странную смесь языческих обрядов и некоторых христианскими традиций. Бесспорно, что к обрядам языческим принадлежат гадание, игры, наряды, совершенно не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением, также как и славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. Между тем, в самом слово «святки» скрыто значение святости дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие. Кресты на дверях На Руси святки праздновались всеми, но в основном это был праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие. Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и другие. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился из рамок обычных норм поведения. «Цыганки», с картами в руках, отыскивали желающих узнать свою «судьбу» по картам или по открытым ладоням, предсказывали, что ожидает их в будущем, нередко намекая при этом на какие-нибудь интимные обстоятельства. «Знахарки» предлагали свои врачебные услуги, обещая к больному месту приставить пиявки. Доверчивых пациентов при этом обливали в шутку водою, которую приносили с собой в бутылках, якобы содержащих пиявки. Все, кто «рядился» в маски, должны были потом искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех. Поскольку святки, по народному поверью, - время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек. Узнать о суженом-ряженом девушки пытались по воде из двенадцати колодцев, воску, олову, кольцам, огню лучины, курам, яйцам, собачьему лаю, а также по внутренностям и шкурам животных, шагу лошадей, хрюканью свиней, бобам, бросанию башмаков, зеркалам и свечам, сновидениям, ветрам на распутьях и даже по богослужебным книгам, что, естественно, отнюдь не делало ворожбу богоугодным делом. Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок. Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй - в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими. Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Еще в XIX веке считалось долгом каждого христианина на Святках посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. На Святках, как и в течение поста, Церковь не совершает бракосочетаний. Но поскольку пост к этому моменту уже проходил, начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях русского общества. В деревнях крестьянские юноши и девушки собирались в одной избе и по ходу игр и веселья находили себе пару. Свиные пироги с севера У скандинавов святки были известны под именем Иольского или Юльского праздника, важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отмечался зимой в Норвегии в честь Тора, а в Дании - в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Праздник обычно начинался в полночь 4 января и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены жертвам и торжествам, последующие дни проводились в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит слова «колесо», потому, что тогда год поворачивался подобно колесу. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов самая длинная и мрачная ночь предшествовала дню рождения Фрейера, или Солнца, и называлась Материнской ночью, так как она считалась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. На Иольском празднике в честь Фрейера в присутствии короля убивали вепря, как священное животное. Над ним клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. На Скандинавском севере еще сохранились отголоски этого праздника, к которому присоединились гадания, приметы, суeверия. В это время в пищу употребляют свинину и пироги в форме свиней. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника, ночной страж после возвещения утра пел смешную песню, содержание которой - совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Английских детей будят плетью В Англии существует поверье, что будто бы, если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставляли кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки давали этому другое толкование, и считали, что если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании, и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. Также они солили недопряженную кудель с целью сохранить ее от проделок черта. Существовал и такой обычай: кто-нибудь встает раньше других членов семьи и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот - пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества клали в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть весь следующей день, а если можно и дольше. Конечно, старались, чтобы оно горело медленнее. Употребляли для этого головню, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге давали к столу пиво. 29 декабря, когда празднуется память избиения младенцев Царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей такое кровопролитное событие; сам день, на который приходился этот праздник, считался черным. В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося что-то вроде заклинания или заговора. После этого орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком - все это делается в честь будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, а если погаснут раньше, это предзнаменует несчастие в семействе. По английской традиции на святки обязательно пили «восейл» - горячий пряный эль с печеными яблоками. В каждой семье обязательно был котелок с дымящимся элем для угощения. Многие из традиций сегодняшних дней уходят корнями в древние времена и традиция произносить «cheer» (тосты), появившаяся еще раньше Рождества, не является исключением. Считается, что «восейл» первым сварил англичанин из Оксфорда сэр Уоткин. У. Уинн в 1732 году. В некоторых частях Англии люди собирались в группы и ходили со своим котелком восейла, украшенным ленточками и гирляндами, по улицам деревни, радуя прохожих своими песнями. Они стучались в двери домов и предлагали хозяевам опробовать их восейла или просили добавить им из семейного котелка. Когда животные говорят В Шотландии домашний скот в праздник Рождества кормят последнею горстью сжатого хлеба, с целью предохранить его от болезни. Есть приметы довольно оригинальные: и по сей день многие верят, что тот, кто первый отворит дверь в праздник Рождества, будет счастлив во весь следующий год, потому, что он впустил Юля. Для этого языческого божества некоторые накрывали прибор, ставили на стол хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, причем каждый гость должен был отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считалось дурной приметой. Суеверные шотландцы в Рождество и Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, в которое верили и римляне. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла, или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют, как талисманы. В Германии во время так называемых священных ночей гадали, устраивали для детей елку и верили, что накануне Рождества Христова животные говорят. Историю рождения Иисуса Христа представляли в лицах. В Саксонии в деревне Шолбек, мужчины всех возрастов проводили повечерие Рождества Христова с женщинами на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, весьма не свойственных такому торжественному дню. В Финляндии в Сочельник, перед самым Рождеством, все отправляются на кладбище и зажигают свечи на могилах родственников, что означает вечную память, любовь к ним и желание приобщить их к этому светлому празднику. В Австралии на Рождество всем заправляет Дед с мешком (Swag Man), одетый в более подходящие к жаркому климату синюю фуфайку, мешковатые шорты и коричневый головной убор. Всю так называемую австралийскую зиму любимец детей проводит в делах со своей верной собакой Динго на священном острове-скале Улуру. Когда же наступает время праздника, он садится в свою гигантскую четырехколесную повозку и в клубах красной пыли мчится вселять рождественский дух и раздавать подарки. Большинство австралийских городов находится на побережье океана и все, кто живет в пределах одного часа езды, приходят в день Рождества на пляж, чтобы поиграть в крикет или волейбол. Многие заболевают в этот день из-за того, что идут купаться сразу после большого приема пищи, а некоторые даже тонут. У бога глаза на затылке В Вифлееме каждое Рождество непременно проходит особая процессия - впереди черный конь, везущий крест, а чуть позади - свита всадников. На центральной площади устанавливают высокий столб, увенчанный звездой, которая символизирует звезду, указавшую волхвам время и место рождения Спасителя. Итальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем прямо из окон. На рождественский стол они любят подавать угрей. А маленькие итальянцы ждут подарков от женщины Деда Мороза, которую зовут Ла Бефана. В Японии основная фигура праздника - бог Хотейошо, имеющий глаза на затылке. На Рождество японцы у своих домов развешивают на высоких шестах пучки соломы и поджигают их, чтобы отпугнуть злых духов. Согласно чешской традиции, под стол с рождественским обедом обязательно надо положить головку чеснока, - он защитит членов семьи от всего дурного. Перед едой глава семьи макает кусок хлеба в мед и всем присутствующим раздает по кусочку. Главное рождественское блюдо у чехов - запеченный карп. Одно из любимых развлечений французов на Новый год - лотерея, в которой можно выиграть индейку, курицу или поросенка. С 1 по 6 января проводятся «Пиры дураков». В средние века в городах и селениях самый глупый, по всеобщему признанию, житель, получал титул «Господин беспорядка» и являлся главой рождественских увеселений. Его приказы были обязательными для исполнения. 6 января знаменуется «Пирами королей». В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. Миндальный торт украшается золотой бумажной короной, а внутри спрятан боб. Тот, кому он попадется, становится королем или королевой дня. Источник: Страна.ру |