Ноябрь 2003 Россия: Церковь сегодня переполитизирована… Россия: директор школы уволена за сотрудничество с христианской церковью «Свет Миру»… Россия: Больные СПИДом надеются на чудо… Грузия: католикос Илия II поддержал действия оппозиции… Ватикан: готовится новый документ по межрелигиозному диалогу… Америка-Россия: газета пишет о русском солдате-святом… Америка: священники создали оппозиционную Бушу партию…
| Россия: Церковь сегодня переполитизирована Суббота, 22 Ноября 2003 Виктор Григорьевич Лошак. Родился в 1952 году. Окончил Одесский государственный университет. Печатался в ряде изданий в Одессе. Работал в Известиях. С 1993 по 2003 гг. - главный редактор еженедельной газеты «Московские новости». С 2003 г. главный редактор журнала «Огонек». Интервью сайту «Религия и СМИ». - Как, на ваш взгляд, СМИ должны подходить к освещению религиозной темы? - Это важная и очень интересная тема, в которой, как и в любой другой теме сталкиваются человеческие страсти и интересы. Мне кажется, что нужно подходить, прежде всего, непредвзято. Религия - это одна из тех тем, где от журналиста требуется очень высокий уровень компетентности, в ней много специальных вещей. В моей журналистской практике я сталкивался с тем, что журналисты допускают возмутительные ошибки, которые потом смущают людей верующих и девальвируют собственно сами публикации. - Вам интересна религия как самостоятельный феномен или в момент пересечения с политикой? - В этом вопросе я подхожу с двух сторон - как главный редактор и как человек. Я не религиозный человек, но религия мне интересна как исторический феномен и, безусловно, как феномен познания самого себя. А как главному редактору она мне интересна как феномен социально-политический. - Целесообразно ли создавать специальный отдел в редакции, который занимался бы только религиозной темой? - Такой отдел должен создаваться или не создаваться в больших ежедневных изданиях, где сам штат сотрудников больше. Идеальным выходом для еженедельных изданий, таких как «Московские новости» или «Огонек», я считаю привлечение как минимум одного автора глубоко погруженного в религиозную тему. Но, безусловно, я убежден, что в издании должен быть человек или люди, который специально этим занимаются. - В рейтинге информационных тем: политика, общество, наука, культура, спорт, погода и т.д. какое место вы бы отдали религии? - Сложный вопрос, потому что религиозная тема может быть не только актуальной, но и исторической, и как своего рода историческое чтиво, она будет находится в конце издания. Если она привязана к актуальным событиям, то я думаю, она должна находится на границе политики и общества. - Какое место занимает религиозная составляющая в политике? И как вы относитесь к тому, что президент открыто декларирует свою принадлежность православию? - То, что президент открыто говорит о своей вере и демонстрирует ее, меня никак не смущает, на то он и публичный политик. Меня смущают больше открытые преференции церкви со стороны государства, как политические, так и экономические. Второе, что меня смущает - закулисная жизнь православной церкви, которая не всегда является предметом общественного внимания и контроля со стороны самих верующих. Но, тем не менее, я считаю, что сегодня Церковью руководит мудрый человек. Мне нравится, например то, что он много делает для поддержания меконфессионального мира внутри страны, он сам находит контакты с другими конфессиями, исключая тяжелую ситуацию с католической церковью. - Насколько сильно, с вашей точки зрения, политизирована церковь и каково должно быть ее нормальное состояние во взаимодействии с властью? - Сложно дать рецепт нормального состояния. Мне кажется, что Церковь сегодня, безусловно, переполитизирована. В этом виновата в большой степени власть, которая очень приблизила церковную верхушку к верхушке государственной. Какое должно быть здоровое состояние церкви? Наверное, состояние института отделенного от государства, потому что церковь имеет дело с верой, со сферой духовной жизни человека, а государство - это со всем остальным. Когда сферы церковного и государственного перемешиваются, я думаю, у многих людей становится очень смутно на душе. - Используется ли сейчас в предвыборной кампании религиозный фактор? - То, что я вижу в СМИ, там собственно церковь никак не присутствует. - Возможна ли проповедь на страницах светского издания? - Да, и это не раз пробовалось. Здесь все зависит от качества проповеди, от того насколько те, кто проповедует, понимают и чувствуют аудиторию и от остроты поставленных вопросов, потому что проповедь затрагивает наиболее важные вопросы человеческого существования. Проповедь - это жанр от первого лица. Это очень трудный жанр - о человеке, о его внутренней жизни - Влияют ли ваши собственные взгляды на ваши статьи и на общую политику издания, которым вы руководите? - Я человек внецерковный, но я пытаюсь быть очень щепетильным к вопросам веры. В издании я стараюсь относиться к этой теме приблизительно так же аккуратно, как к национальным вопросам. Можно сделать совсем не большой, неловкий шаг и ты обидишь очень многих людей, поэтому к этой теме я максимально корректен, как журналист и как главный редактор. - Не кажется ли вам, что не всегда СМИ могут адекватно и полно передать все смыслы, которые содержит в себе религия со своим громоздким содержанием? - Я считаю, что религия это та тема, где без усекновения не обойтись, потому что бекграунд таков, что на какой-то границе журналист вынужден остановиться. Безусловно, все, что появляется о религии и вокруг нее в общественно-политических средствах массовой информации - поверхностно. Можно предъявить претензию к поверхностности практически любой публикации в СМИ связанной с религией. - Как быть в этой ситуации? - Мы дали рецепт в начале нашей беседы. Привлекать максимально подготовленных людей. Редактура в их исполнении будет максимально безболезненной. - Каким темам, связанным с религией, пресса не уделяют достаточного внимания? Что, на ваш взгляд, выпадает из охвата СМИ? - Интересны судьбы людей, которые определяют религиозную линию России. О них практически ничего не известно, хотя их лица мы часто видим на экранах телевизоров и на страницах газет. Думаю, что светскому обществу, так же как и обществу церковному - интересны мотивы кадрового движения в верхних слоях Церкви, они не очевидны. Абсолютно непонятна светскому обществу экономика церкви. Я как-то подступался к этой теме, потому что эта сторона церковной жизни не известна и не понятна. Православная церковь в России все активнее привлекает и благотворительные, и бюджетные средства к своему развитию, на этой основе возникают слухи и недопонимания. И это работает против церкви. Недостаточно прояснена и является конфликтной граница между интересами церкви и интересами российской истории и культуры - не понятны ни борьба за собственность, ни борьба за влияние на общекультурные ценности. Все эти вопросы могут быть интересны широкой публике вне зависимости от ее принадлежности к вере и церкви. Источник: «Религия и СМИ» |